Проект предоставления равных возможностей
доступа к информации детям из приютов

The Project of Equal Access to Information for Orphanage Children

Проект надання рівних можливостей доступу до інформації дітям з притулків

Левицкая Л.В., Карауш А.С., Заверткина Л.Б.

Муниципальная информационная библиотечная система, Томск, Россия

Lidia V. Levitskaya, A. S. Karaush, and L. B. Zavertkina

Municipal Information Library System, Tomsk, Russia

Л.В. Левицька., А.С. Карауш, Л.Б. Заверткіна

Муніципальна інформаційна бібліотечна система, Томськ, Росія

Представлен опыт работы муниципальных библиотек с детьми из приютов.

The experience of municipal libraries work with orphanage children is presented.

Представлено досвід роботи муніципальних бібліотек з дітьми, що знаходяться в притулках.

 

Муниципальная информационная библиотечная система (МИБС) г. Томска в 2001 г приступила к реализации проекта “Равные возможности” при поддержке Института “Открытое общество” Фонд Сороса. Социально важной задачей общества является реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей и помещенных в детские дома и приюты. Такие “Государевы” дети находятся под опекой служб социальной защиты. В Томске — четыре Приюта, находятся они в разных частях города, неподалеку от муниципальных библиотек. В каждом Приюте — от 30 до 60 детей разного возраста и развития. Многие дети из неблагополучных семей, дети, перенесшие психологические травмы. Как правило, они находятся в Приюте несколько месяцев, далее их перемещают в детские дома. Приюты обеспечивают их местом для проживания, одеждой, питанием. Однако дети не имеют тех возможностей, какие имеют “домашние” дети, они ограничены в передвижении по городу, в посещении библиотек, компьютерных и игровых клубов, и возникающий у них вследствие неосведомленности психологический барьер мешает им в свободном общении со сверстниками, выполнении учебных заданий в школе. Особенно это характерно для детей в возрасте от 10 до 16 лет, что подтверждается проведенными нами предварительными анкетными опросами детей из приютов “Огонек” и “Уют”. С другой стороны, свободный доступ к информационным ресурсам Интернет, овладение навыками поиска информации откроет для них возможность к общению, знаниям, творчеству.

Цель проекта– предоставление детям-сиротам из приютов возможности в получении свободного доступа к информации.

При реализации проекта предполагается решить следующие задачи:

  1. Подготовить детей из приютов как пользователей к активному процессу поиска информации;
  2. Организовать в библиотеках МИБС информационный сервис в доступной для детей форме.

Задача информационной адаптации детей решается путем обучения их в “Школе информационной культуры” МИБС. Для реализации проекта в двух библиотеках были организованы компьютерные классы (всего на 12 мест) и дополнительно в двух библиотеках места свободного пользования. Нам предстояло обучить 60 детей. Преподавательская группа, состоящая из инженеров отдела информационных технологий и библиотекарей, предварительно работала над подготовкой программы, методических и демонстрационных материалов для занятий, используя для этого свои наработки в обучении пользователей библиотеки “Компьютерный мир”,а также опыт наших коллег, успешно занимающихся обучением детей в Центральной городской детской библиотеке Санкт-Петербурга и ЦБС “Киевская”. Программы обучения были направлены на две возрастных категории детей (10-12 лет) и (14-16лет), а в каждой возрастной категории по двум уровням сложности. В процесс обучения были включены CD- ROM “Internet- шаг за шагом” и “Offfice 97-шаг за шагом”, “Башня знаний” и другие. Несколько уроков были посвящены обучению работе с оборудованием, расширяющим возможности получения и обработки информации. Дети учились сканировать тексты и фотографии, распечатывать на принтере и копировать на ксероксе. Обучение в “Школе”- это не только появившиеся у детей навыки работы на компьютере, в текстовых редакторах, поиску по Интернет. Мы включили темы, которые могли бы показать детям поиск информации через возможности библиотек. Для этого использовались Электронный каталог МИБС, распределенный каталог проекта “Открытая электронная библиотека г.Томска”, веб-страница МИБС и других библиотек, энциклопедии, обучающие и развивающие программы на СD-ROM. Итоговым заданием для детей стала подготовка какой-либо самостоятельной творческой работы, поздравительного письма, реферата или доклада. Для поддержки свободного общения со сверстниками были открыты электронные почтовые ящики на бесплатных почтовых серверах.

При организации информационного сервиса для детей в библиотеках были подготовлены информационные материалы: дайджесты по экологии, страноведению, русской литературе, по использованию компьютерной техники, информационные списки адресов серверов, на которых содержится интересная для них информация;

В приютах проведены информационные часы “Мир искусства”, “От плуга до лазера”, “Краски природы” на основе видео, СD-программ. На летних каникулах будут организованы интерактивные тематические форумы в Интернете между детьми из разных приютов, проведены информационные викторины.

Реализации проекта проходит при активной поддержке служб социальной защиты, занимающимися вопросами социальной реабилитации детей-сирот. Информация о проекте доступна на сервере МИБС (www.library.tomsk.ru).