Стандартизация как форма регулирования процессов и результатов
деятельности во взаимоотношениях субъектов книжного дела с библиотеками

Standardization in the Relations of Booksellers and Libraries

Стандартизація як форма регулювання процесів і результатів
діяльності у стосунках суб'єктів книжкової справи з бібліотеками

Веденьева Л.В.

Торговый Дом “Библио-Глобус”, Москва, Россия

Симагина Т.Н.

Московский государственный университет печати, Москва, Россия

Larissa V. Vedeneeva

Biblio-Globus Trade House (Limited Liability Company), Moscow, Russia

T. N. Simagina

Moscow State University of Printing, Moscow, Russia

Л.В. Ведєньєва

Торговий Дім “Библио-Глобус”, Москва, Росія

Т.Н. Симагіна

Торговий Дім “Бібліо-Глобус”; Московський державний університет друку, Москва, Росія

 

Рассматриваются проблемы взаимодействия издательств, предприятий книжной торговли и библиотек и обосновываются возможные направления оптимизации их взаимосвязей посредством стандартизации информационных и иных отношений между субъектами книжного рынка и библиотеками.

При этом обеспечивается:

This report takes into consideration the problems of interaction of publishers, booksellers, and libraries, and substantiates possible methods for improving their relations by standardizing informational and other relations between book market actors and libraries.

As a result, the following tasks will be resolved:

Розглядаються проблеми взаємодії видавництв, підприємств книжкової торгівлі і бібліотек та обгрунтовуються можливі напрямки оптимізації їх взаємозв'язків за допомогою стандартизації інформаційних та інших відносин між суб'єктами книжкового ринку і бібліотеками.

При цьому забезпечується:

 

Никогда еще не стояла так остро перед отраслью проблема стандартизации издательско-книгораспространительских процессов. Разработка концепции унифицированных схем должна стать важной задачей для государственной системы в области информации, информатизации, библиотечного и книжного дела. Представленные материалы Федеральной целевой программы “Книга- ХХI век” показывает, что данный подход к комплексному решению проблем стандартизации в отрасли поможет нам создать реально действующие современные технологии. Цель программы — “разработка и определение единой системы нормативных и технологических положений, направленных на унификацию и оптимизацию всех составляющих процесса создания, распространения и использования печатной и электронной продукции в интересах всех ее потребителей и общества в целом”. Системный подход — единственный выход для решения поставленных задач.

К сожалению, в отрасли не существует пока системности в решении данного вопроса. Многими издательствами не соблюдается система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), обеспечивающая унификацию оформления выпускаемых в стране документов и подготовки информации о них на самых разнообразных носителях. Допускаются также ошибки в применении Отраслевых стандартов. Видимо, пришло время включить в Положение о лицензировании издательской деятельности требование об отзыве лицензии у издательства в случае неоднократного нарушения ГОСТов и ОСТов.

Но, в целом, издатели понимают, что стандартизация элементов библиографического описания способствует идентификации книг всеми участниками книжного бизнеса, а также пользователями системы Интернет, что, в итоге, приводит к росту продаж. Книги издательств “Аванта+”, “Просвещение”, “Экономика” могут служить примером качественного оформления выходных сведений. Применение стандартизации в немалой мере приводит к постоянно высокому рейтингу этих издательств в обороте Торгового Дома.

Несколько лет в ТД “Библио-Глобус” ведется работа по созданию библиографической базы ассортимента издательской продукции. Ее объем составляет более 90000 записей. Методическая основа обработки изданий — российские стандарты по составлению библиографического описания, в частности, разработанный Российской Книжной палатой совместно с ТД “Библио-Глобус” новый отраслевой стандарт ОСТ 29.130-98 “Издательская и книготорговая библиографическая информация”. Основная идеология стандарта — практическое внедрение книготоргового варианта коммуникативного варианта РУСМАРК. В стандарте определен минимум полей для обеспечения авторитетной информации об изданиях и установлены правила их заполнения. Стандарт может представлять интерес для большинства массовых библиотек, он имеет небольшой объем и содержит ясные рекомендации по практическому применению.

Необходимо законодательное решение об обязательном применении регистрационного номера в системе EAN/USS для всей издательской продукции. Сейчас система EAN по своему статусу является необязательной и добровольной, нормативных актов не имеется. Так как регистрационный код EAN уникален, то может использоваться для идентификации продукции. В ТД “Библио-Глобус” внедрена автоматизированная система, к которой подключены компьютерные кассы со считывателями штрихового кода (РОS- терминалы). Наличие штрихового кода на всей печатной продукции позволило бы сократить время обслуживания клиентов, в любой момент времени оценивать реальный объем продаж, уровень спроса, заблаговременно сделать предварительный заказ. И, самое главное, штриховой код является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. В отсутствии законодательной базы издатели и типографские работники не всегда придают значение правильности нанесения штрихового кода — часто книги разных наименований имеют один штрих-код, размеры и расположение кода неправильные, не уделяется внимания высоте штрихов и правильности расчета контрольного разряда.

Особый разговор — о номерах ISBN. Номера ISBN во всем мире применяются для однозначной идентификации книг именно данного издателя, при поиске и заказе изданий. Мы ведем специальную базу ISBN, которая используется в самых различных технологических процессах реализации издательской продукции. К сожалению, на российских книгах нередко стоят неправильные или фальшивые ISBN, когда одни и те же номера издатели ставят на все свои книги или используют ISBN других издательств. Отлаженная система контроля за прохождением книги в Торговом Доме в этом случае дает сбой.

Например, книги издательства “Рипол-классик”: под одним номером ISBN 5-7905-0414-0 обозначено двенадцать разных изданий, под ISBN

5-7907-0049-8 — тридцать две книги. Издательство “Согласие”выпустило книги с ISBN издательства “Милосердие” (5-86884-020-8).

Много вопросов возникает с идентификацией многотомных изданий. К примеру, собрание сочинений Н.Гоголя в 4-х томах издательства “Библиосфера” не имеет общего ISBN. Таким образом это издание не попадает в базу данных как многотомное издание в целом.

По тематической структуре информационной базы и поиску книг по различным содержательным аспектам большую роль играют индексы УДК. Здесь две главные проблемы: неправильная простановка или отсутствие индексов УДК в издании и отсутствие единого, официально утвержденного информационно-поискового языка. Издатели часто используют старое (третье) издание УДК вместо четвертого, полного издания. Нам приходится почти всегда корректировать индексы, что задерживает поставку печатной продукции потребителю. Единый информационно-поисковый язык, имеющий реальное понимание и за рубежом, необходим книжному бизнесу.

Чтобы выйти в обслуживании потребителей на современный уровень, ТД “Библио-Глобус” одним из первых среди книжных магазинов России стал применять современные технологии в книготорговом процессе и сейчас занимает в этой области ведущее положение. В основе концепции построения информационных технологий на предприятии лежат три принципа:

  1. Возможность для покупателя приобрести все интересующие его книги и сопутствующую продукцию.
  2. Наличие исчерпывающей информации о печатной продукции, выходящей в России и за рубежом.
  3. Обслуживание потребителей на уровне современных международных стандартов.

Развитие информационных технологий в ТД “Библио-Глобус” прошло ряд этапов. В результате достигнутый на сегодняшний день уровень позволяет нам войти в ХХIвек, имея информационное поле, обеспечивающее возможность и издателям, и библиотекам видеть, какие книги существуют, где они вышли, как и на каких условиях их можно приобрести. Общедоступная информационная база данных призвана помогать издателям распространять свою продукцию, а библиотекам — осуществлять работу по комплектованию фондов с учетом запросов читателей и ведению библиотечных каталогов. При создании стандартов были заложены следующие принципы:

Сосредоточение справочного и библиографического обслуживания в информационно-аналитическом центре Торгового Дома позволяет нам повысить качество и оперативность статистических и маркетинговых исследований, аналитических справок, отчетов. Например, сведения о расходимости книжных товаров в тематическом разрезе дают возможность не только оценить динамику, но и составить прогноз.

Следует учесть, что прежний компьютерный формат обмена информацией устарел и назрела потребность унифицировать компьютерные языки в интересах издателей и книгораспространителей. Здесь существует немало сложностей, т.к. у разных предприятий своя информационная система. Необходимо, чтобы участники рынка печатной продукции пользовались одними схемами, созданными в стандарте ХML.

* * *

Следуя принципам национальной концепции стандартизации и задачам межведомственной Программы “Печать — 21 век” “ООО Торговый Дом “Библио-Глобус” осуществляет разработку и поэтапное внедрение интегрированной серии стандартов межотраслевого назначения, устанавливающих требования и правила организации бизнес-процессов книготоргового предприятия; взаимосвязей субъектов книжного рынка и учебных процессов подготовки специалистов в сфере книжного дела.

Разработка рассчитана на несколько лет и в определенной ее части на настоящее время реализуется силами высшего и среднего управленческого персонала Торгового Дома, профессорско-преподавательского состава кафедры книжного бизнеса МГУП и экспертов из ВНИИ стандарт и ВНИИ сертификации Госстандарта России. В целом же разработка имеет открытый характер, то есть укрупненные группы документов предполагается обсуждать, составлять и апробировать с привлечением более широкого круга заинтересованных организаций и лиц в рамках межведомственной Программы “ Печать — 21 век “.

В этой связи представляется необходимым опубликовать концептуальные положения и некоторые итоги проделанной работы, инициированные ООО ТД “Библио-Глобус”.

1.Архитектуру серии стандартов предполагается выстраивать следующим образом:

2. Активно формируется стандарт ООО ТД “Библио-Глобус”, в т.ч. разработаны: общая концепция стандартизации книготоргового предприятия и такие ее составляющие элементы, как матрица функциональных обязанностей высшего административно-управленческого персонала, матрица функциональных обязанностей среднего управленческого персонала и специалистов всех категорий, матрица функциональных обязанностей торгового и вспомогательного персонала; стандарты подбора, отбора и найма персонала, кадровой политики предприятия, структурных подразделений предприятия, службы стандартизации предприятия, системы стандартизации в предприятии, технического обеспечения предприятия.

3. Адаптируется и апробируется Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021600 “Книгораспространение”.

3.1. Строится новая система подготовки учебно-методической литературы, исходными принципами которой является формирование комплексного авторского коллектива (профессорско-преподавательский состав + работники отрасли + аспиранты, магистранты), модульность содержания, приоритетность электронных версий.

3.2. Разрабатывается интегрированная модель организации учебного процесса на базе кафедре книжного бизнеса с привлечением ведущих специалистов ООО ТД “Библио-Глобус”, руководителей крупных издательско-книготорговых фирм Москвы (в т.ч. ООО “Мастер-Книга”, Издательский Дом “Ниола-Пресс”, Издательско-книготорговый Дом “КНОРУС”). Основными активностями этой модели являются:

4. Модернизируются библиографические стандарты в соответствии с реальными потребностями отрасли и международными форматами обмена данными.

5. В стадии разработки находится проект классификатора должностей работников книжной торговли.

6. Ведется работа по вступлению МГУП совместно с ООО ТД “Библио-Глобус” в Технический комитет по стандартизации (ТК 347) “Услуги торговли и общественного питания”.

***

Объединение усилий всех специалистов книжного дела будет способствовать быстрейшему внедрению идеологических и технологических решений в единую систему стандартизации процессов создания, распространения и использования печатной и электронной продукции в интересах государства и общества в целом. Мы возлагаем большие надежды на проект НИЦ “Экономика” — “Разработка единой платформы развития издательского, книготоргового и библиотечного дела”. Участники системы “издатель — книгораспространитель — пользователь” должны, наконец, реализовать свою насущную потребность в едином информационном пространстве.