Веб-сайт как мощный маркетинговый канал информационной деятельности библиотеки
Web site as a powerful marketing channel for a library's information activity
Веб-сайт як потужний маркетинговий канал інформаційної діяльності бібліотеки

Ляшенко С.В.

Британский Совет в Украине, Киев, Украина

Sergey V. Lyashenko

The British Council Ukraine, Kiev, Ukraine

Ляшенко С.В.

Британский Рада в Україні, Київ, Україна

Рассматривается Сеть Интернет как мощный маркетинговый канал в общем комплексе маркетинга библиотеки. Рассматриваются понятие маркетинга в контексте библиотечно-информационной деятельности. Указывается на характеристики и аспекты, на которые необходимо обратить внимание для превращения веб-сайт библиотеки в эффективный маркетинговый канал .

Considered is the Internet as powerful marketing channel in the general complex of library marketing. The notion of marketing in the context of library and information activities is also in the limelight of the report. Emphasised are characteristics and aspects that should be taken into account to turn a library Web site into effective marketing tool.

Розглядається Інтернет як потужний маркетинговий канал в загальному комплексі маркетинга бібліотеки. Розглядається поняття маркетинга в контексті бібліотечно-інформаційної діяльності. Вказується на характеристики і аспекти, на які необхідно звернути увагу для перетворення веб-сайта бібліотеки в ефективний маркетинговий канал.

Данная статья не ставит своей целью маркетинговое исследование эффективности веб-сайтов библиотек Украины. Это скорее попытка исследовать Интернет как не только мощный маркетинговых инструмент, а еще и маркетинговый канал в общем комплексе маркетинга библиотеки.

Специалистам, интересующимся вопросом маркетинга Интернет ресурсов в целом, например в России, следует обратится к авторитетным мониторинговам агентствам, таким, как "Комкон-2", Gallup Media, RPRG или ВЦИОМ.

Одно из первых исследований такого рада было проведено в октябре – ноябре 1998 года. "Комкон-2" совместно с аналитическим агентством Российского общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) провели ряд работ по совместному формированию методики мониторинговых исследований на базе технологии R-TGI (Российский индекс целевых групп) для Интернет-рынка. В настоящее время отчет по исследованию доступен на веб-сайте независимой исследовательской компании "Комкон-2" по адресу www.comcon-2.com/Publication/internet_aud.htm . Другой профессиональный телефонный опрос пользователей Интернета в Москве был проведен компанией Gallup Media, ( www.gallup.ru ) [1].

В данный момент ни в украинском, ни в американском Интернет, – не существует института исследований или каких бы то ни было академических институтов, занимающихся исследованием Интернет по требованиям и канонам академической науки. Академическая наука – это система новых знаний об исследуемом явлении, основанная на определенных постулатах и методологии для получения этих знаний. Динамика развития Интернет такова, что единых методов исследований нет, а постулатов и быть не может по причине стремительного измененяющегося предмета исследований.

Классический пример, характеризующий скорость развития Интернет: для достижения 50 млн пользователей в США радио потребовалось 38 лет, телевидению – 10 лет, а Интернету – 4 года. В России, по подсчетам Алексея Тутубалина (www.lexa.ru/ru-survey/), в октябре 1998 года было около 9 тысяч доменов второго уровня (типа www.company.org ) , а уже в марте их количество превысило 10 000 [2].

Не следует недооценивать потенциал УАНЕТ (Украинская часть Интернет) .

Приведем некоторые цифры, характеризующие УАНЕТ [3].

Особо следует отметить колличество веб-сайтов в УАНЕТ. По данным поисковой системы Яндекс ( http://yandex.ru) на конец 1999 года количество украинских веб-сайтов зарегистрированных в этой системе составляет более 6000 (реально это количество, по мнению автора, может достигать 9000 ), каждый из которых требует поддержки, администрирования, дизайна, верстки, информационного наполнения. Таким образом, как мы видим, речь идет о гигантской отрасли, в которой новые рабочие места появляются со скоростью десяти в минуту по мировым меркам и десяти в день по Украине .

Интернет 5-10 летней давности можно назвать сетью избранных. Поиск информации, обмен данными и общение в Сети было немыслимо без специальных знаний. В то же время все, из чего состоит нынче всемирная Сеть – протоколы, операционные системы, язык разметки, – постоянно меняется и модифицируются. Тенденцию развития Интернет, на мой взгляд, можно выразить следующей концепцией : сделать протоколы обмена данными в Интернет как можно более понятными (совместимыми) для машин, а управление информацией и доступ к ней – как можно более простым и интуитивно понятным для людей. Естественно, развитие технологий Интернет – неизбежно ведет к формированию сегмента высокоинтелектуальной элиты информационного общества, способной как на концептуальном, так и на техническо-прикладном уровне решать проблемы постоения эффективно работающей сетевой системы. Пять лет назад ни одно учебное заведение не принимало на первый курс будущих специалистов по Windows NT, Linux или языку HTML, и никто в этом году не вышел из стен такого вуза с дипломом интернетчика в кармане. По скорости, темпам роста и непредсказуемости отрасль под названием Интернет несовместима с существующими процедурами и алгоритмами получения академического образования.

Воспитание новых кадров, способных сформировать костяк професионалов эффективно работающих в новых условиях – вот задача, которая сегодня стоит перед библиотекой любого уровня, стремящейся преобрести статус информационного центра в условиях информационного общества. Одним из ключевых моментов становления библиотеки как информационного центра является использование Интернет как мощного маркетингового канала в общем комплексе маркетинга библиотеки.

Большинство публикаций о маркетинге в Интернет сейчас сводятся к рекламе в Сети. Действительно, рекламный бизнес наиболее ярко и отчетливо выделяет преимущества Интернет, живо реагирует на его новые формы, направлен на конечного потребителя и потому постоянно актуален и "на виду". Однако сведение маркетинга в Интернет только к рекламному бизнесу, на самом деле, очень сужает действительные функции и возможности Интернет как маркетингового инструмента. Рассмотрим маркетинговые возможности Интернет обозначив, обобщенно, производственный цикл предприятия любой сферы деятельности:

  1. Изучение рынка .
  2. Производство товара или услуги.
  3. Реализация.
  4. Послепродажная деятельность.

Если перефразировать предложенные этапы производственный цикл предприятия на информационно-библиотечную сферу, то они, по мнению автора, могут выглядеть следующим образом:

  1. Изучение информационных потребностей.
  2. Комплектование и приобретение информационых ресурсов в соответсвии с требованиями потребителей информации.
  3. Предоставление библиотечно-информационных услуг.
  4. Администрирование информационной деятельности.

На каждом из этих этапов в большей или меньшей мере Интернет предоставляет библиотеке дополнительные возможности по улучшению традиционного библиотечного сервиса и возможности для открытия пренципиально новых видов сервиса, непосредственно связанных с Интернет.

Безусловно, большинство людей четко не осознают свои информационные потребности, они скорее чувствуют присутствие некой проблемы, устранение которой может быть достигнуто путем получения информации, а затем ее применения на практике [4].

Не секрет, что широкий спектр информации, доступный через Интернет, повергает неопытного пользователя, на первых порах в состояние фрустрации – состояние близкое к культурному шоку. Однако, это состояние быстро проходит, как только человек начинает "обростать" необходимым набором закладок по интересующему его вопросу. Интерес пользователя растет пропорционально количеству новых мыслей, неординарных подходов, оригинальных решений, как правило, доступных через Интернет далеко не в полном объеме, все это позволяет читателю увидеть проблему в новом свете и дает возможность более четко сформулировать свой информационный запрос библиотекарю. Таким образом, можна сказать, что предоставление он-лайнового доступа к Интернет является не только еще одним из информационных сервисов, но и маркетинговым элементом библиотеки нового типа.

Мощным маркетинговым инструментом современного библиотечно- информационного комплекса, несомненно, является веб-сайт. Поскольку автору по роду деятельности приходится тесно работать именно с этим инструментом, то естественным будет акцентирование внимания читателя на вопросе промотирования библиотеки через промотирование веб-сайта.

Для начала следует ответить на основной вопрос маркетинга – кто является потребителем продукта – целевая аудитория, для которой предназначена информации на веб-сайте.

Для этого следует поставить перед собой ряд вопросов:

Большинство пользователей cети Интернет – занятые люди, которые ищут предлагаемую информацию и их не нужно убеждать в ее полезности. Таких людей нужно приглашать лично. Для этого составляются стандартные формы персонального приглашения и рассылаются каждому, кого она может заинтересовать. Таким образом можно заработать первых и, возможно, постоянных посетителей. А постоянные посетители – основа посещаемости веб-сайта, а значит, его популярности.

Обмен ссылками между родственными веб-сайтами и использование услуг баннерных сетей, также способствует привлечению пользователей. Услуги баннерных сетей стоят недешево – от 10 до 100 долларов, в зависимости от срока, на который размещается баннер с сылкой на сайт, дизайн баннера, места расположения на сайте баннер-провайдера и т.д. Однако не следует умалять преимущества, которые несет размещение баннеров. В первую очередь баннерные провайдеры обычно являются своего рода перекрестками Интернет (так же как и Интернет порталы и поисковики), где “толпятся” пользователи. Во-вторых это статистика посещений сайта через банер с детальным описанием ваших потенциальных посетителей. Промотирование веб-сайта через списки рассылки, чаты, электронные конференции также являются эффективными средствами привлечения пользователей на сайт. Не следует сбрасывать со счета живое общение интернет пользователей друг с другом, поскольку вербальная коммуникация, насыщенная эмоциональной окраской, заставит участников дисскусии быстрее обратиться к веб сайту, чем, скажем, после обсуждения того же вопроса по электронной конференции. Дополнительными источниками информации об веб-сайте могут стать пресса (специализированные газеты и журналы), а также упоминание о веб-сайте в телевизионных передачах, посвященных библиотеке и, в конце концов, на визитках сотрудников.

Что же входит в информационную сотавляющую популярного веб-сайта ? На мой взгляд это:

Следующий фактор, который следует брать во внимание при оценке Веб-сайта, это его программные характеристики. Имеется в виду удельный вес Веб-страниц сайта ( HTML + графика). Мировые стандарты [5] устанавливают удельный вес каждой страницы на уровне не выше 15 Кбайт. Особенно эта цифра критична для главной страницы ( home page) любого сайта. Если страница загружается больше 20 секунд – пользователь просто закрывает ее [5] – такой вариант вполне возможен при условии использования для подключения к Интернет услуг аналоговых телефонных станций и модемов с низкой скоростью подключения. На середину 1999 года колличество пользователей обладающих модемами со скоростью подключения 33600 Кб/с (25.6%) приближается к колличеству пользователей, обладающих модемами с низкой скоростью подключения 14400Кб/с (26%) [6].

Однако, следует отметить, что профессионализм украинских студий занимающихся Веб-дизайном неуклонно растет. Поэтому обсуждать проблемы дизайна Веб-страниц, который включает в себя элементы теории цвета тесно переплетающейся с законами рекламы, на сегодня уже не приходится.

Литература:

  1. Грачева М. Маркетинговые исследования в Интернете – заказчики и заказы .// http://www.inter.net.ru.
  2. Ветроградов Е. Интернет-маркетинг '99.// http://www.inter.net.ru.
  3. Багрин Ю. Интернет как новый маркетинговый канал. // "Маркетинг и реклама", ноябрь, №.11, 1999.
  4. Lambert J. ASLIB Information Resources Selection. London, The Association for Information Management, 1996.
  5. Bradley P. UKOLUG Quick Guide to the Intenet. London, United Kingdom Online User Group, 1995.
  6. Ливак О. ИнтерНЕТ? ИнтерДА? // Зеркало рекламы. Маркетинг & Реклама & PR. – № 4. –1999.- c.12-14.