Home Page

КОНЦЕПЦИЯ
Межведомственной программы
"Электронные библиотеки Роcсии"


I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. В развитых странах информация является важнейшим объектом производственной деятельности и потребления, поскольку оказывает значительное или даже решающее воздействие на направления и результаты прогресса в научной, технической, культурной, экономической и других сферах жизни этих стран.

Сказанное в полной мере относится также к деятельности отдельных организаций, фирм, учебных заведений, административно-управленческих органов и физических лиц, являющихся пользователями и производителями разнородной информации. Таким образом информация стала одним из наиболее значимых ресурсов человеческого сообщества и в государственном плане рассматривается как стратегический ресурс. Сохранение, рациональное использование и развитие этого стратегического ресурса является задачей огромного значения для любого общества и государства.

В то же время гигантские объемы уже накопленной информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее эффективного использования.

Осознание указанных проблем, а также качественные изменения в области развития современных информационных технологий и средств передачи данных привели к необходимости поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей. В обобщенном виде такие подходы сегодня стали трактовать как создание “цифровых” или “электронных” библиотек. На смену информационному обслуживанию на печатных носителях приходит обеспечение пользователей, основанное на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и оперативно доступной по глобальным компьютерным сетям независимо от времени обращения к ней и местонахождения пользователей.

Создание электронных библиотек и соответствующих информационных инфраструктур бурно происходит по всему миру. Под электронной библиотекой понимается распределенная информационная система, позволяющая надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных.

Работы по электронным библиотекам (ЭБ) начаты в США в 80-х годах, в Великобритании – в начале 90-х годов. Обычно такие работы начинались с выполнения проектов небольшими группами специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран “большой семерки”, к участию в котором приглашена и Россия, программы “DLI” в США и “eLib” в Великобритании. В Японии ведутся работы по реализации проекта “Электронные библиотеки 21 века”. В Германии создается электронная библиотека “Global-Info”. Указанные проекты имеют существенную государственную финансовую поддержку. К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекаются различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России также имеется некоторый опыт работы в области создания ЭБ.

Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и их программно - аппаратным обеспечением, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются рядом государственных научно-технических программ, например, подпрограммами “Федеральный информационный фонд по науке и технике” и “Информатизация России” Федеральной целевой научно-технической программы Миннауки России “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”, межведомственной программой “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” и рядом других. В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР) объявили конкурс и по его итогам начали финансирование ряда проектов, связанных с решением проблемы электронных библиотек.

Вместе с тем, следует признать, что указанные усилия, несмотря на достигнутые результаты, не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера, необходимых для реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому необходимо развертывание полномасштабной Межведомственной программы “Электронные библиотеки России” (ЭБР), которая должна совместно с уже имеющимися проектами и программами в этой сфере решить проблему создания инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества процессов накопления, сохранения и эффективного использования электронных информационных ресурсов.

1.2. Актуальность разработки и реализации Межведомственной программы “Электронные библиотеки России” определяется:

  1. Необходимостью повышения эффективности использования российских информационных ресурсов, как важнейшей составляющей национального достояния;
  2. Необходимостью использования в научных, технических и социально-культурных целях возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями и средствами телекоммуникаций;
  3. Необходимостью координации деятельности федеральных ведомств и органов власти субъектов России в организации информационного обслуживания населения;
  4. Необходимостью консолидации и повышения эффективности использования средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на создание информационных ресурсов и технологий;
  5. Задачами поддержки отечественного производителя информационных ресурсов и технологий, использования потенциала российских разработчиков и исследователей;
  6. Явно проявившимся за последние годы отставанием традиционной информационной инфраструктуры страны от потребностей сохранения и развития науки, культуры, образования, здравоохранения и экономики;
  7. Необходимостью более полного удовлетворения потребностей общества, органов государственной власти в ретроспективной информации, в том числе в архивных материалах, а также обеспечения сохранности подлинных архивных документов;
  8. Интересами России по вхождению в мировое информационное общество и мировой информационный рынок;
  9. Важностью сохранения и развития культурных связей с соотечественниками за рубежом и др.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что создание системы ЭБР является категорическим императивом эпохи перехода мирового сообщества от индустриального к информационному обществу. Отсутствие национальной программы по созданию и предоставлению информационных ресурсов страны массовому пользователю на основе новейших информационных технологий приведет к отставанию России от развитых стран.

II. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ, ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

2.1. Целями данной Программы является:

  1. Создание, сохранение и развитие электронных информационных ресурсов в сфере науки, техники, культуры, образования, экономики и здравоохранения а также обеспечение доступа к ним российских и иностранных граждан и организаций с использованием средств современных информационных технологий;
  2. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и организаций отраслей народного хозяйства страны за счёт формирования качественно новой информационной среды.
  3. 2.2. Задачами Программы являются:

  4. Создание организационной, технической и информационной инфраструктуры функционирования электронных библиотек России, как главная задача Программы.
  5. Увеличение роли России на мировом информационном рынке;
  6. Расширение сферы применения русского языка в мировом информационном пространстве и удовлетворение информационных потребностей русскоязычной диаспоры в СНГ и дальнем зарубежье;
  7. Привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и информационных ресурсов России;
  8. Распространение сведений о научно-технических достижениях российских исследователей и разработчиков;
  9. Сохранение особо ценных коллекций и фондов путём создания их электронных копий и обеспечение удаленного доступа к ним;

2.3. В результате выполнения Программы :

  1. Будет разработана среда поддержки электронных библиотек, представляющая собой распределенный комплекс информационных, программных и технических средств регистрации разнообразных электронных коллекций и их унифицированного представления, что позволит реализовать поиск информации в интегрированной совокупности зарегистрированных коллекций для разнообразных категорий пользователей;
  2. Будут созданы и включены в состав ЭБР электронные коллекции и фонды, с одной стороны, содержащие наиболее ценную и общественно значимую информацию, и, с другой стороны, являющиеся представительными для отработки технологических вопросов создания и поддержки ЭБР;
  3. Будет создана организационная и технологическая инфраструктура, обеспечивающая функционирование системы ЭБР, включая регистрацию и учет подключаемых к системе электронных коллекций и документов, а также контроль за выполнением общесистемных условий со стороны держателей коллекций;
  4. Будет обеспечена координация межведомственных, ведомственных и региональных программ и проектов развития ЭБР;
  5. Будут разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие взаимоотношения всех категорий лиц и организаций, участвующих в ЭБР в качестве создателей, держателей и потребителей информации.
  6. Будут созданы условия доступа российских и иностранных граждан и организаций к информационным ресурсам России в сфере науки и техники, культуры, образования, экономики и здравоохранения.

2.4. Реализация Программы позволит:

  1. Реально обеспечить конституционное право граждан России на информацию;
  2. Существенно повысить эффективность деятельности отраслей народного хозяйства за счет формирования и использования качественно новой информационной среды;
  3. Увеличить роль России на мировом информационном рынке и привлечь инвестиции зарубежных стран и организаций для развития электронных библиотек России;
  4. Сохранить и развить научный и культурный потенциал страны;
  5. Активизировать процессы интеграции и международного сотрудничества в едином научном, культурном и образовательном пространстве.

III. Содержание работ по Программе

Содержание работ по Программе определяется семью основными направлениями, каждое из которых в свою очередь состоит из взаимосвязанных проектов. Совокупность всех проектов должна обеспечить создание организационной, технической и информационной инфраструктуры функционирования ЭБР и наполнения этой инфраструктуры первоочередными (наиболее важными) информационными ресурсами.

3.1. Создание организационной инфраструктуры ЭБР

Должны быть созданы органы управления ЭБР, разработан и введен в действие комплект документации, определяющий условия их функционирования для обеспечения создания и развития ЭБР.

3.2. Общесистемные исследования и разработки

Должны быть разработаны:

  • аван-проект и технический проект системы ЭБР;
  • типовые профили ЭБР;
  • правила доступа к ресурсам ЭБР;
  • система мониторинга и учёта информационных ресурсов ЭБР;
  • создана диспетчерская служба ЭБР;
  • создана система архивного хранения ресурсов ЭБР.

3.3. Нормативное обеспечение

Должна быть разработана нормативно-правовая база функционирования ЭБР, в том числе сформулированы предложения по совершенствованию действующих или принятию новых правовых актов. В частности, должен быть определен порядок взаимодействия различных категорий участников ЭБР, их права и обязанности, решены вопросы авторского права и других форм интеллектуальной собственности. Должен быть разработан комплекс нормативно-технических документов, регламентирующих создание и использование ЭБР, а также экономических основ их функционирования.

3.4. Программно-технологическое обеспечение ЭБР

Должны быть:

  • выбраны и/или разработаны программные средства, составляющие в совокупности среду поддержки электронных библиотек;
  • созданы средства регистрации и поддержки функционирования различных по реализации и представлению коллекций;
  • разработаны средства описания ресурсов для реализации эффективного поиска информации в едином информационном пространстве ЭБР;
  • разработаны стандартные программно-технические требования, выполнение которых необходимо для регистрации и подключения отдельной коллекции к ЭБР;
  • разработаны и/или выбраны типовые инструментальные средства для подготовки электронных коллекций, пригодных для подключения к ЭБР;
  • выбраны и/или разработаны протоколы и стандарты на используемые программные средства для обеспечения совместимости.

3.5. Информационно-лингвистическое обеспечение ЭБР

Должны быть:

  • проанализированы средства информационно-лингвистического обеспечения (ИЛО) организаций участников и разработаны принципы их совместимости в системе ЭБР;
  • определены состав, средства метаданных и форматы представления основной и вспомогательной информации в ЭБР с учетом поэтапного расширения типов подключаемых к ЭБР коллекций и документов;
  • разработаны классификаторы, тезаурусы, словари и другие средства ИЛО ЭБР;
  • разработаны естественно-языковые интерфейсы и другие лингвистические процессоры;
  • разработаны средства, обеспечивающие многоязычность в системе ЭБР.

3.6. Формирование информационных ресурсов, их поддержка

и предоставление доступа к ним

В рамках Программы должно быть поддержано создание социально значимых и представительных для отработки методических и технологических компонентов ЭБР электронных ресурсов. Важным аспектом создания информационных ресурсов является оцифровка уникальных и особо ценных документов из имеющихся фондов с целью обеспечения их сохранности и предоставления широкого доступа к их копиям. В то же время следует поощрять держателей коллекций, создающих их на собственные средства (не бюджета Программы) и желающих подключать эти коллекции к среде ЭБР, при условии выполнения системных требований к таким коллекциям. Держателям этих коллекций должны быть предоставлены льготные условия получения необходимых им инструментальных и методических средств.

3.7. Обучение производителей и пользователей

информационных продуктов и услуг ЭБР

Должны быть разработаны учебные программы и учебно-методические материалы. В рамках Программы должно быть предусмотрено проведение курсов, семинаров и конференций. Должны быть разработаны курсы дистанционного обучения как персонала, так и пользователей ЭБР различного уровня, в том числе иностранных граждан.

 

IV. Организация выполнения программы,

источники и объемы ее финансирования

4.1. Программа рассчитана на пять лет.

4.2. Программа формируется на основе следующих основных принципов:

  1. Программа представляет собой совокупность взаимосвязанных проектов;
  2. Совокупность проектов должна обеспечивать выполнение всех основных задач Программы (с этой точки зрения важно выдержать принцип полноты Программы);
  3. Конкурсный принцип отбора проектов для включения в Программу, открытость Программы и добровольность представления проектов на конкурс, однако ряд общесистемных проектов могут быть заказными.

4.3. Организация управления Программой

На начальном этапе должны быть выполнены следующие работы:

  • созданы органы управления Межведомственной программы ЭБР и обеспечено их функционирование;
  • разработаны нормативные документы по организации отбора проектов в состав Программы, проведению экспертизы и контролю выполнения отобранных проектов;
  • объявлен и проведен конкурс проектов и по его результатам уточнена Программа ЭБР;
  • разработан механизм координации Межведомственной программы ЭБР с федеральными и ведомственными программами в сфере информатизации а также соответствующими программами субъектов России;
  • предложены формы организации международного сотрудничества в рамках Программы;
  • разработана эффективная система контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств, а также организована деятельность по привлечению внебюджетных средств для реализации Межведомственной программы ЭБР;
  • разработана система экспертизы соответствия заявляемых проектов системным требованиям ЭБР и качества выполненных проектов.

4.4. Предусматривается три стадии формирования и выполнения Программы:

  1. На первой стадии силами временного трудового коллектива, организованного Миннауки России из представителей заинтересованных министерств и ведомств, разрабатывается аван-проект Программы, включающий в себя определение основных концептуальных технических и организационных решений, закладываемых в основу Программы. Разрабатываются правила и нормативные документы проведения конкурса проектов для включения в Программу. Определяются и формулируются тематические рубрики, по которым должен проводиться конкурс проектов. Определяется тематика необходимых заказных проектов. Разрабатывается структура Межведомственного и Научно-технического советов и положения об их работе.
  2. На второй стадии создаются Межведомственный и Научно-технический советы (МВС и НТС), утверждаемые приказом Миннауки России по согласованию с ведомствами-участниками Программы. Они осуществляют уточнение и детализацию Программы создания ЭБР, проведение конкурсов, координацию работ по конкретным проектам, отобранным по результатам конкурсов, организуют независимую экспертизу результатов выполнения проектов. При Научно-техническом совет формируются секции по направлениям Программы. Силами, временных трудовых коллективов организованных Межведомственным и Научно-техническим советами, выполняются технический проект, в ходе которого уточняются и детализируются организационные и технические решения построения системы ЭБР, а также другие проекты, которые носят общесистемный или нормативно-методический характер.
  3. На третьей стадии выполняется собственно Программа создания системы ЭБР.

В начале данной стадии в рамках общесистемного проектирования разрабатывается необходимая нормативно-организационная документация (в т.ч. соглашения между участниками Программы, порядок их взаимодействия и т.п.). Разрабатываются основы финансово-экономического сопровождения Программы и оплаты работ ее участников. Организуется взаимодействие с Программой "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" и другими смежными федеральными и отраслевыми программами, предусматривающими формирование информационных ресурсов и развитие в сфере информатики и телекоммуникаций. Организуется международное сотрудничества по Программе.

Последующие этапы общесистемного проектирования связаны с выполнением рабочего проектирования ЭБР, включая создание средств программно-технологического и лингвистического обеспечения. Состав работ по этим этапам уточняется в конце предшествующего года с учетом выполненных работ.

Приемку результатов работ общесистемного проектирования производит НТС.

4.5. Создание коллекций и фондов, разработка программно-технологического, информационно-лингвистического, нормативного обеспечения, создание электронных библиотек, развитие их информационных ресурсов и обучение персонала производится по отдельным проектам на конкурсной основе в соответствии с требованиями, определенными на этапах общесистемного проектирования. Приемка этих работ осуществляется НТС.

4.6. Основными участниками выполнения Программы являются:

  • Министерство науки и технической политики Российской Федерации (Миннауки России) - координатор;
  • Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России);
  • Министерство образования Российской Федерации (Минобразования России);
  • Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Минпечати России);
  • Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);
  • Российская академия наук (РАН);
  • Федеральная архивная служба России (Росархив);
  • Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям (Госкомтелеком России);
  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

4.6.1. К участию в Программе могут привлекаться другие ведомства России, а также отдельные организации, группы исполнителей и специалисты. Допускается по согласованию с Межведомственным советом участие в работах по Программе и/или ее финансированию негосударственных организаций и фондов. Основанием для привлечения в Программу других ведомств является выраженное их руководством желание принять участие в работах и финансировании Программы. Привлечение к работам отдельных организаций и исполнителей производится на основании решений НТС.

4.7. Источники и объёмы финансирования Программы должны складываться из следующих составляющих:

  1. Централизованные средства, поступают через Миннауки России и ведомства-участников. По этой составляющей общий объём финансирования оценивается в 100 - млн. руб./в год;
  2. Собственные средства участников примерно равные тем объемам, которые выделялись на соответствующие работы в 1998 г. Эту составляющую можно оценить в ~ 50 млн. руб./год;
  3. Дополнительно привлекаемые средства отечественных и зарубежных, правительственных и неправительственных организаций, по практике последних лет примерно равные половине централизованной части бюджета Программы, т.е.~ 50 млн. руб./год.

Таким образом годовой бюджет программы определяется в размере ~200 млн. руб./год.

Достижимость такого бюджета может быть поддержана обязательным условием участия в Программе, в соответствии с которым конкурсные проекты должны иметь альтернативные источники финансирования.

4.8. Обеспечение экономической эффективности Программы требует разработки и внедрения комплекта нормативных документов определяющих порядок оплаты создания новых информационных ресурсов, их использования и доставки по каналам связи, а также права и обязанности юридических и физических лиц – участников указанных процессов. Разработка этих документов должна быть выполнена на начальных этапах проектирования ЭБР. В настоящее время достоверная оценка экономической эффективности Программы не представляется возможной. Однако можно считать, что суммарный экономический эффект будет складываться по совокупности ряда составляющих, за счёт:

  1. Более полного и оперативного информирования специалистов различных категорий (научно-технических работников, специалистов административных органов и управления организаций и предприятий народного хозяйства) при принятии ими решений в области их профессиональной деятельности;
  2. Резкого сокращения расходов на поиск, доставку и получение документов и данных, имеющихся в ограниченном количестве, в удалённых для пользователя хранилищах и/или являющихся в настоящее время недоступных по иным причинам;
  3. Привлечения на создание информационных ресурсов определённой доли средств инвесторов, заинтересованных в получении доступа к ним или предоставления им некоторых видов услуг (например, рекламного характера);
  4. Привлечения средств для частичной оплаты трафика от сетевых провайдеров, заинтересованных в более полном и массовом использовании их коммуникационных услуг за счёт размещения продуктов электронных библиотек на серверах провайдеров и их клиентов и др.

 

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА “ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ”

 

 

NN

П/п

 

Наименование проекта

 

Головные

ведомства и

исполнители

Экспертная оценка необходимого финансирования на 1999 - 2000 гг. ,

тыс. руб.

Сроки

выполнения

Запрашиваемые централизованные средства

Привлечённое

финансирование)

 

 

Начало

 

Завершение

I. создание Организационной инфраструктуры ЭБР

1.1.

Создание органов управления Программой – Межведомственного (МВС) и Научно-технического (НТС) советов Программы, создание и обеспечение функционирования группы организационного сопровождения Программы.

Миннауки России

Минкультуры России

Минобразования России

Минпечати России

Минюст России

Госкомтелеком России

РАН

Росархив

РФФИ

0

360 )

1999 г.

2000 г.

1.2.

Разработка организационных документов для проведения конкурсов Программы “ЭБР”, включая:

  • Положения о конкурсных проектах;
  • Исходных требований к заказным проектам;
  • Пакета документов по проведению экспертизы проектов.

Временный трудовой коллектив (ВТК):

Миннауки России – головное министерство

0

300

1999 г.

2000 г.

1.3.

Организация и проведение конкурсов по программе ЭБР на 2000 г. )

НТС

0

0

2000 г.

2004 г.

1.4.

Создание и предоставление в свободный доступ информационного Web-сервера Межведомственной программы “ЭБР”.

Конкурс

200

100

1999 г

2004 г.

1.5.

Организация взаимодействия с другими Федеральными программами.

Конкурс

100

100

1999 г.

2000 г.

1.6.

Организация международного сотрудничества и привлечение внебюджетных средств в ЭБР ).

МВС: Миннауки России – головное министерство

200

0

1999 г.

2000 г. .

ИТОГО по разделу:

 

860

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Общесистемные исследования и разработки

2.1.

Разработка аван-проекта Программы.

ВТК: Миннауки России – головное министерство

300

300

1999 г.

2000 г.

2.2.

Разработка технического проекта Программы, в том числе:

  • Разработка организационной структуры управления ЭБР;
  • Разработка архитектуры среды поддержки ЭБР;
  • Разработка и/или обоснованный выбор набора стандартов на интерфейсы и протоколы взаимодействия, а также аппаратно-программные платформы ЭБР;
  • Выбор стандартов на форматы электронного обмена данными в ЭБР;
  • Разработка единых принципов и правил доступа к информационным ресурсам ЭБР;
  • Разработка принципов экономического функционирования ЭБР;
  • Разработка рекомендаций по выбору программно – технологических средств для основных категорий участников Программы ЭБР;
  • Разработка принципов организации архивного хранения фондов ЭБР;
  • Разработка программы мер по обеспечению информационной безопасности ЭБ.

ВТК: Миннауки России – головное министерство

1750

0

2000 г.

2000 г.

2.3.

Аналитические исследования состояния российских электронных ресурсов и разработка методики оценки их значимости для программы ЭБР.

ВТК: Госкомтелеком – головное ведомство

900

0

2000 г.

2003 г.

2.4.

Организация и создание пилотного комплекса архивного хранения фондов ЭБР.

Конкурс

1500

1500

2000 г.

2004 г.

2.5.

Учет, регистрация, каталогизация российских информационных ресурсов, представляющих интерес для пользователей ЭБР и предоставление сведений о них через Интернет в части:

 

 

 

2000 г.

2004 г.

 

2.5.1. Локальных ресурсов и электронных изданий;

Госкомтелеком России

Минпечати России

Минкультуры России

Миннауки России

500

1000

 

 

 

2.5.2. Электронных библиотечных каталогов, формирование и ведение Российского сводного каталога по научно-технической литературе;

Миннауки России

Минкультуры России

РАН

1000

1500

 

 

 

2.5.3. Русскоязычных сайтов;

РАН

Минкультуры России

400

600

 

 

 

2.5.4. Создание модифицированной версии “Автоматизированного центрального фондового каталога (ЦФК) Росархива”

Росархив

470

470

 

 

 

2.5.5. Фондов отечественной и зарубежной патентной документации;

Минюст России

400

600

 

 

 

2.5.6. Фондов Российских публичных библиотек;

Минкультуры России

1000

2000

 

 

 

2.5.7. Фондов Российских вузовских библиотек;

Минобразования России

1000

2000

 

 

 

2.5.8. Фондов других библиотек и информационных органов.

Конкурс

800

1200

 

 

2.6.

Создание и организация работы системы МБА и доставки электронных документов и в ЭБР.

Конкурс

1200

1200

2000 г.

2004 г.

ИТОГО по разделу:

11220

12370

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Нормативное обеспечение

3.1.

Разработка предложений по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности и авторского права в ЭБР.

Конкурс

200

200

2000 г.

2000 г.

3.2.

Разработка проектов нормативно-правовых документов по порядку комплектования фондов ЭБР из государственных и негосударственных информационных ресурсов.

Конкурс

200

200

2000 г.

2000 г.

3.3

Разработка проектов нормативно-правовых документов по обеспечению права доступа к ресурсам ЭБР.

Конкурс

200

200

2000 г.

2000 г.

3.4

Разработка предложений по правовым методам защиты информации в ЭБР.

Конкурс

200

200

2000 г.

2000 г.

3.5.

Разработка нормативно-правовых документов по управлению ЭБР и экономическим основам их функционирования.

ВТК: Госкомтелеком– головное ведомство

500

0

2000 г.

2000 г.

3.6.

Разработка правовых и организационных основ обеспечения сохранности электронных ресурсов библиотек других организаций, входящих в систему “Электронных библиотек России”.

ВТК: Миннауки России – головное министерство

225

0

2000 г.

2000 г.

3.7.

Разработка Положения по учету информационных ресурсов ЭБ и включению их в состав материальных или нематериальных активов.

ВТК: Госкомтелеком – головное ведомство

340

0

2000 г.

2000 г.

3.8.

Разработка стандарта на унифицированное описание информационных ресурсов в ЭБР.

Конкурс

460

0

2000 г.

2000 г.

3.9.

Разработка стандарта “Электронные издания: общие требования, классификация, выходные сведения”.

Конкурс

270

160

2000 г.

2000 г.

окт.

ИТОГО по разделу:

   

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Программно-технологическое обеспечение

4.1.

Разработка типового программно-технологического комплекса по подготовке и обработке полнотекстовой информации.

Конкурс

1200

1200

2000 г.

2000 г.

4.2.

Разработка типовых программно-технологических комплексов по подготовке и обработке графической и мультимедийной информации на основе выбранных стандартов.

Конкурс

2400

2400

2000 г.

2000 г.

4.3.

Разработка программно-технологических средств навигации и поиска в ЭБР.

Конкурс

1400

1400

2000 г.

2000 г.

4.4.

Разработка рекомендаций по применению программно-технологических средств защиты информации в ЭБР.

ВТК: РАН - ведущее ведомство

120

0

2000 г.

2000 г.

4.5.

Техническое обеспечение предоставления широкого интерактивного доступа к базе метаданных ЭБР.

Госкомтелеком России

Миннауки России

 

700

300

2000 г.

2001 г.

4.6.

Разработка типовых пользовательских интерфейсов для предоставления разнородной информации в ЭБР.

Конкурс

 

1200

1200

2000 г.

2001 г.

4.7.

Разработка методов реализации, а также разработка и/или выбор программно-технологических средств, обеспечивающих функционирование компонентов среды поддержки ЭБР.

Конкурс

2500

2500

2000 г.

2000 г.

4.8.

Разработка других программно-технологических средств поддержки функционирования ЭБР по рекомендации НТС.

Конкурс

2000

2000

2000 г.

2000 г.

ИТОГО по разделу:

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Информационно-лингвистическое обеспечение

5.1.

Разработка нормативно-методического документа по составу и структуре лингвистического обеспечения ЭБР и методам его совместимости.

ВТК: Госкомтелеком – ведущее ведомство

150

0

2000 г.

2000 г.

5.2.

Разработка средств идентификации и описания основных типов информационных объектов в ЭБР.

Конкурс

500

500

2000 г.

2000 г.

5.3.

Разработка средств представления классификационных языков в ЭБР: создание, ведение и представление в доступ банка данных классификационных языков

Конкурс

400

400

2000 г.

2004 г.

5.4.

Разработка средств представления дескрипторных (предметных) языков в ЭБР; создание, ведение и представление в доступ банка данных дескрипторных языков и авторитетных файлов по основным ресурсам ЭБР

Конкурс

400

400

2000 г.

2004 г.

5.5.

Разработка естественно-языкового интерфейса для запросов к ресурсам ЭБР.

Конкурс

260

260

2000 г.

2000 г.

ИТОГО по разделу:

   

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Формирование информационных ресурсов, их поддержка и

предоставление доступа к ним

6.1.

Формирование, ведение и предоставление в свободный доступ полнотекстового массива российских периодических изданий:

 

 

 

2000 г.

май

2004 г.

 

6.1.1. По фундаментальным точным и естественным наукам;

РАН

Миннауки России

Минобразования России

РФФИ

1200

1200

 

 

 

6.1.2. По общественным наукам;

РАН

400

400

 

 

 

6.1.3. По техническим наукам и промышленности;

Миннауки России

РАН

1000

1000

 

 

 

6.1.6. По образованию;

Минобразования России

1000

1000

 

 

 

6.1.7. Массовых социально-значимых периодических изданий (медицина, экономика, социология, экология, культура, искусство, история, сельское хозяйство и др.).

Конкурс

5000

5000

 

 

6.2.

Формирование, ведение и предоставление в свободный доступ полнотекстовых и мультимедийных массивов:

 

 

 

2000 г.

2004 г.

 

6.2.1. Отчетов и диссертаций;

Миннауки России

Минобразования России

1000

1000

 

 

 

6.2.2. Электронной библиотеки “Малотиражная научно-техническая литература”;

Миннауки России

1000

1000

 

 

 

6.2.3. Патентной информации;

Минюст России

3200

3200

 

 

 

6.2.4. Стандартов;

Конкурс

1000

1000

 

 

 

6.2.5. Учебно- методической и др. литературы для преподавателей и учащихся общего среднего образования;

Минобразования России

1000

1000

 

 

 

6.2.6. Учебно-методической литературы для высшего образования по отдельным специальностям;

Минобразования России

1000

1000

 

 

 

6.2.7. Особо ценных архивных фондов;

Росархив

1000

1000

 

 

 

6.2.8. Создание полнотекстовой и статистических баз данных документов государственного архивного хранения по экологии СССР.

Росархив

500

500

 

 

 

6.2.9. Особо ценных полнотекстовых и мультимедийных материалов библиотечных фондов России;

Минкультуры России

Минобразования России

Госкомтелеком

15000

15000

 

 

 

6.2.10. Электронной библиотеки по общественным наукам (ИНИОН);

РАН

1000

1000

 

 

 

6.2.11. Старопечатных книг;

Минкультуры России

РАН

1000

1000

 

 

 

6.2.12. Электронного фонда русской классической литературы и фольклора;

РАН

Минкультуры России

Госкомтелеком

Минобразования России

2000

2000

 

 

 

6.2.13. Научных монографий, создаваемых в рамках Программы поддержки научного книгоиздания;

Минпечати России

2400

2400

 

 

 

6.2.14. Научных публикаций Российских авторов за рубежом;

Миннауки России

2000

2000

 

 

 

6.2.15. Графической информации по особо ценным коллекциям Музейного фонда России;

Минкультуры России

2000

2000

 

 

 

6.2.16. Особо ценной аудиовизуальной информации;

Конкурс

1000

1000

 

 

 

6.2.17. Правовой информации;

Минюст России

1000

1000

 

 

 

6.2.18. Справочно-энциклопедической информации и словарей;

Конкурс

1500

1500

 

 

 

6.2.19. Информационных ресурсов других видов, признанных важными и подлежащими поддержке Межведомственным комитетом Программы ЭБР.

Конкурс

20000

20000

 

 

ИТОГО по разделу:

67200

67200

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Обучение и подготовка кадров

7.1.

Подготовка учебно-методических материалов для обучения персонала и пользователей ЭБР.

Конкурс

1000

1000

2000 г.

2004 г.

7.2.

Разработка дистанционных курсов обучения персонала и пользователей ЭБР.

Конкурс

1000

1000

2000 г.

2004 г.

7.3.

Организация и проведение очных и дистанционных курсов обучения персонала и пользователей ЭБР.

Конкурс

1700

1700

2000 г.

2004 г.

7.4.

Организация и проведение конференций, семинаров и совещаний.

Конкурс

1500

1500

2000 г.

2004 г.

ИТОГО по разделу:

   

 

всего по программе:

99945

98410

 

 

Общая статистика распределения средств
из фонда программы:

NN

Вид проектов

Сумма, тыс. руб.

%

 

Заказные проекты

~ 48000

48

 

Конкурсные проекты

~ 52000

52

 

Создание организационной инфраструктуры

500

0,5

 

Общесистемные исследования и разработки

11220

11,3

 

Нормативное обеспечение

2595

2,7

 

Программно-технологическое обеспечение

11520

11,5

 

Логико-лингвистическое обеспечение

1710

1,7

 

Формирование информационных ресурсов, их формирование и предоставление доступа к ним

66300

66,3

 

Обучение и подготовка кадров

5200

5,1


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России