«100 лет журналу «Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра»

 Библиографический список

 

 

1. Была такая авиация…

2. Авиация и люди

 

 

1. Была такая авиация… Эхо былой авиационной мощи

 

Под этой рубрикой в течение нескольких лет в журнале «Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра» печатались статьи про ВВС Советского Союза. Автором публикаций является С.Дроздов, посвятивший этой работе более 10 лет. Автор попытался на основании анализа материалов из открытых источников представить информацию о состоянии ВВС СССР.

 

    1.Дроздов С. Была такая авиация… Эхо былой авиационной мощи/С.Дроздов// Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. – 2015. – №9. – С.6-12.

    «Уже прошло почти четверть века с того времени, как канула в лету страна под названием СССР, а вместе с ней и ее экономика, в том числе и авиационная отрасль. То, что осталось сейчас, является лишь малой частицей некогда могучей империи. Стали не нужны для авиации силовых ведомств в огромном количестве летательные аппараты, налицо существенные проблемы с разработкой и закупкой новых типов самолетов и вертолетов в большинстве постсоветских стран».

     

    Продолжение:

      2.2015. – №10. – С.6-12.

      По состоянию на 1991 г. в Вооруженных Силах Советского Союза существовало 3 Главных командования (ГК) войск направлений (Западного, Юго-Западного и Южного, созданы в сентябре 1984 г.) и Главное командование войск Дальнего Востока (создано в феврале 1979 г.). Их основной задачей было стратегическое (оперативно-стратегическое) руководство войсками (силами) (группой фронтов) на театре войны (театре военных действий) или стратегическом направлении ТВД.

       

        3.2015. – №11. – С.6-12.

        В Советском Союзе наибольшими боевыми возможностями из всех авиаций силовых ведомств обладала, конечно, авиация ВС СССР, в состав которой входили ВВС, авиация ПВО, армейская авиация, ВВС ВМФ и ряд малых авиаций (ВДВ, РВСН, КВ, ГО). В свою очередь, в военной авиации самой многочисленной и грозной были ВВС: в их составе по состоянию на конец 1990 г. находилась почти половина (11300 из 23800) ЛА, имевшихся у всех советских силовиков. Структурно они входили в 229 авиационных и вертолетных полков, из которых 39 были учебными и входили в состав летных ВВУЗов. Также в ВВС имелось более 70 отдельных авиационных (вертолетных) эскадрилий.

         

          4.Дальняя авиация.   – 2015. – №12. – С.12-17.

          До 1980 г. в составе Дальней авиации (ДА) имелись три отдельных тяжелобомбардировочных авиационных корпуса: 2-й (Винница), 6-й (Смоленск) и 8-й (Благовещенск). К концу лета 1980 г. управление командующего ДА было расформировно, 6-й и 8-й ОТБАК стали 46-й и 30-й ВА ВГК (СН), к ним добавилась 37-я ВА ВГК (СН) со штабом в Москве. А 2-й ТБАК стал 24-й ВА ВГК (ОН), из его состава вывели самолеты ДА и передали в подчинение ГК ЮЗН. Воздушные армии перешли в подчинение заместителя главнокомандующего ВВС по Дальней Авиации.

           

            5.Воздушные армии ВВС СССР. – 2016. – №1. – С.10-15.

            Статистика по воздушным армиям СССР - состав, дислокация, история.

             

              6.Воздушные армии ВВС СССР. – 2016. – №2. – С.14-18.

              Статистика по воздушным армиям СССР - состав (до аэростатов :-), дислокация, история... 24-я, 26-я, 34-я, 36-я, 73-я, 76-я армии.

               

                7.Авиация ВВС военных округов. – 2016. – №3. – С.6-10.

                Статистика по военным округам СССР, группам войск и силам центрального подчинения.

                 

                  8.Авиация войск ПВО страны. – 2016. – №4. – С.8-18.

                  Статистика по численному составу авиации ПВО.

                   

                    9.2016. – №5. – С.9-11.

                    Типы самолетов, состоявших на вооружении авиации ПВО СССР в период с конца 1950-х гг. по 1991г.

                     

                      10.Авиация ВМФ.

                      Морская авиация, входящая в состав ВМФ СССР предназначалась для уничтожения подводных, надводных, наземных и воздушных целей (объектов) противника; обеспечения прикрытия с воздуха своих сил (войск); ведения разведки, целеуказания и РЭБ в интересах надводных, подводных сил флота, а также морской пехоты; постановки мин; осуществления противоминных действий.

                       

                        11.Армейская авиация. – 2016. – №9. – С.10-17.

                        Статистика по армейской авиации - по более 50 отдельным полкам, более 4000 ЛА и более 80 тыс. человек личного состава...

                         

                          12.«Малые авиации» советских силовиков. – 2016. – №10. – С.12-18.

                          Статистика по авиационным частям и подразделением различных силовых ведомств - КГБ, погранвойск, внутренних войск, МВД, гражданской обороны и проч.

                           

                            13.Тяжело в учении… – 2016. – №12. – С.26-33.

                            Статистика по авиационным училищам и школам ДОСААФ СССР, где до середины 80-х еще летали МиГ-15 и МиГ-17: "Согласно зарубежным источникам, на начало 1970-х гг. в СССР имелось 600 тыс. (!) резерва летного состава".

                             

                              14.Не дай вам Бог жить в эпоху перемен…

                              О реформах в сфере авиации в эпоху СССР и в постсоветский период. Статистика тех изменений, которые произошли с боевой авиацией нашей страны на пике и во время перестройки. «Наверное, в истории ни одних ВС мира так сильно и так часто не менялись взгляды на применение и место авиации в их структуре, как это было в СССР. Реформы, которые периодически начинались в этой сфере, практически всегда имели статус кардинальных, но зачастую давали результаты, прямо противоположные их намеченным целям. А когда удавалось исправить последствия очередной «реформы-эксперимента», на горизонте уже появлялась новая, зачастую приводящая к еще более серьезным последствиям».

                               

                                15.Покой нам только снится… – 2017. – №2. – С.4-9.

                                После статистики о численном составе теперь рассматриваются данные по "боевой работе" по защите наших воздушных границ (сбитые, "посаженные" и проч.).

                                 

                                  16.Их забрало небо… – 2017. – №4. – С.29-33.

                                  В память экипажей советской военной авиации, ушедших в последний полет.

                                   

                                    17.Что нам стоит самолет построить? – 2017. – №7. – С.6-13.

                                    История советской авиации в цифрах. Приведена статистика производства по самолетам, их типам, КБ.

                                      18.И щедрости нашей не будет предела… – 2017. – №8. – С.14-21.

                                      Авиатехника советского производства «бороздила небо» многих государств мира. О поставках советской авиатехники в другие страны.

                                       

                                        19.Когда мечты становятся явью… – 2017. – №10. – С.29-34.

                                        Не секрет, что любая страна всегда мечтает и стремится к получению образцов боевой техники и вооружения вероятного противника.

                                         

                                          20.Рекорды советской военной авиации. – 2017. – №11. – С.2-8.

                                          Среди самолетов и вертолетов, эксплуатировавшихся в СССР в силовых структурах, можно выделить уникальные ЛА. При этом многие из них носят звание рекордсменов мирового масштаба, например: Ан-124, Ту-95, Ту-160, МиГ-25 и т.д.

                                           

                                            21.Истребителю МиГ-23 – 50 лет//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №6. – С.6-7.

                                            10 июня исполняется 50 лет со дня первого полета опытного сверхзвукового самолета «23-11» с крылом изменяемой в полете стреловидности, с которого началось развитие линии истребителей МиГ-23, а затем и ударных самолетов МиГ-27.

                                             

                                              22.Тимин М. Воздушное сражение 22 июня 1941 года/М.Тимин// Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. -2016. - №1. – С.16-28.

                                              О боевых действиях советских летчиков в первый день Великой Отечественной войны.

                                              Анализ причин поражения авиации РККА в начале Великой Отечественной войны.

                                               

                                                23.Тимин М. Первые воздушные победы 22 июня 1941 года/Тимин М.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра- 2016. - №11. – С.19-26.

                                                 

                                                  24.75 лет самолету Ту-2 // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. -2016. - №1. – С.51.

                                                  О первых полетах лучшего советского фронтового бомбардировщика в период Второй мировой войны.

                                                   

                                                    25.Урвачев В. Авиация ПВО в битве за Москву /В.Урвачев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - №12. – С.2-10.

                                                     

                                                      26.Легендарный «Лавочкин» // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №3. – С.16-19.

                                                      К 75-летию со дня первого полета истребителя ЛА-5 – одного из основных истребителей советских ВВС в годы Великой Отечественной войны.

                                                       

                                                        27.Бакурский В. Звезды на крыльях/В.Бакурский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016.-№8.-С.2-14.

                                                        Рассказ об истории опознавательных знаков на ЛА боевой авиации. При неизменном символе нашей авиации – красной звезде, ее начертание менялось минимум шесть раз!

                                                         

                                                          28.Арсеньев Е. Истребитель-перехватчик Як-50. Легкий, скоростной, высотный / Е.Арсеньев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2015. - №4. – С.24-33.

                                                          Общий вид и компоновку второго опытного экземпляра легкого истребителя-перехватчика Як-50 главный конструктор ОКБ-115 А.С.Яковлев утвердил в мае 1949 г.

                                                           

                                                            29.Дальняя авиация России - 100 лет.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №12. – С.1-9.

                                                            Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков.

                                                             

                                                              30.Кузьмин Ю. СССР и Россия: самолетостроение в числах./Ю.Кузьмин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №8. – С.1-7.

                                                              На основе анализа многих источников удалось начертить график выпуска самолетов в СССР и России по годам.

                                                               

                                                                31.Кузьмин Ю. Авиация в числах. Что мы сделали за 110 лет./Ю.Кузьмин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №2. – С.8-10.

                                                                В литературе по истории авиации приводится множество данных по выпуску самолетов в разные исторические периоды. Но часто источники противоречат друг другу. Автор попытался посчитать все самолеты, построенные в мире – общий выпуск, динамику по десятилетиям и по странам. По результатам сделаны интересные наблюдения.

                                                                 

                                                                  32.Растренин О. Противотанковые «харрикейны»./О.Растренин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №4. – С.20-31.

                                                                  Весной 1943 года английская сторона в рамках программы лендлиза предложила поставить в СССР партию самолетов «Харрикейн».

                                                                   

                                                                    33.Колмогоров А.Г. Опередившие время: взгляд сквозь годы / А.Г.Колмогоров //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2014. - №3. – С.26-34.

                                                                    Пик дирижаблестроения в новейшей истории Европы пришелся на Первую Мировую войну. В России к 1918 г. все имевшиеся 18 дирижаблей выбыли из строя. Овладеть сложной техникой управления, пилотирования и эксплуатации воздушных кораблей российским воздухоплавателям, увы, так и не удалось. Неудачи породили среди большинства технических специалистов стойкое убеждение в преждевременности применения дирижаблей вообще!

                                                                     

                                                                      34.Плунский П. Су-27. История создания. /П. Плунский, Антонов В.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2013.-№10.-С.20-24.

                                                                      При проектировании Су-27 велись серьезные исследования в плане новых технологий и материалов.

                                                                       

                                                                        35.Никольский М. Центральный музей ВВС в Монино /М.Никольский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2013.-№11.-С.4.

                                                                        На протяжении всей истории существования музея главной притягательной силой для посетителей являются «живые» самолеты.

                                                                         

                                                                          36.Марковский В. Герой нашего времени. К 50-летию вертолета Ми-8 / В.Марковский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012.- №2. – С.1-15.

                                                                          Вертолет Ми-8 стал одним из замечательных примеров достижений отечественной техники. В своем классе он служит настоящим брендом, являясь таким же узнаваемым образцом высокотехнологичных изделий советской промышленности, какими стали танк Т-34 и автомат Калашникова. С ними «восьмерку» роднят столь же высокая востребованность, неприхотливость и надежность в работе.

                                                                           

                                                                            37.Никольский М. Советские истребители в ВВС США /М.Никольский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №6. – С.41-43. ; 2012. - №7. –С.33-45.

                                                                             

                                                                              38.Чечин А. Щит и меч (советская оборона против американских баллистических ракет) /А.Чечин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №12. – С.39-59.

                                                                              История создания и развития отечественной системы противоракетной обороны, сравнение 2-х систем , их противостояние.

                                                                               

                                                                                39.Чечин А. ,Околелов Н. Гонка с трагедиями. К 50-летию принятия на вооружение МБР Р-16/А.Чечин, Н.Околелов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №4. – С.1-14.

                                                                                В начале 1960-х годов, впервые в истории, две великие мировые державы нацелили друг на друга межконтинентальные баллистические ракеты.

                                                                                 

                                                                                  40.20 лет пилотажным группам «Русские Витязи» и «Стрижи»//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2011.- №4.- С.20-26.

                                                                                  Авиационным группам высшего пилотажа «Русские Витязи» и «Стрижи» исполняется 20 лет, а пилотажникам из Кубинки – больше! Уже на всех послевоенных воздушных парадах летчики 234 истребительного авиационного полка демонстрировали мастерство группового пилотажа.

                                                                                   

                                                                                    41.Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Истребитель-бомбардировщик Су-17 /В.Ю.Марковский , И.В.Приходченко//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2011.- №5.- С.2-15.

                                                                                    Об истории создания Су-17, его предшественниках, многочисленных трудностях испытаний.

                                                                                     

                                                                                      42.Бадретдинов И. Рождение «Грача»/И.Бадретдинов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2010.- №2.- С.20-26.

                                                                                      Статья рассказывает о самолете-штурмовике Су-25, одном из самых известных боевых самолетов в мире.

                                                                                       

                                                                                        43.Солозобов В. и др. Туполев, гиперзвуковые /В.Солозобов, А.Слободчиков, М.Казаков, В.Ригмант //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2010.- №1.- С.37-39.

                                                                                        Исторический обзор работ ОАО «Туполев» в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов.

                                                                                         

                                                                                          44.Анисимов В. «Русские летят…» К 100-летию полета первого отечественного самолета /В.Анисимов// Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2010.- №6.- С.1-6.

                                                                                          1910 год. В этот год впервые в небо поднялись первые русские авиаторы: Туполев и Сикорский, Ефимов и Кудашев, Уточкин и Гризодубов.

                                                                                           

                                                                                            45.Ригмант В. К десятилетию первого полета самолета ТУ-334 /В.Ригмант//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.- №3.- С.6-16.

                                                                                            Начало проектирования туполевского ближнемагистрального пассажирского самолета четвертого поколения Ту-334 относится к 1988 г.

                                                                                             

                                                                                              46.Ригмант В. Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-124 /В.Ригмант//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№7.-С.13-24.

                                                                                              В историю отечественного самолетостроения Ту-124 вошел как первый реактивный самолет, принесший комфорт и скорости реактивной авиации в советскую провинцию. В истории мировой авиации Ту-124 – это первый в мире пассажирский самолет с турбовентиляторным двигателем.

                                                                                               

                                                                                                47.Растренин О. ИЛ-2 за кадром боя/О.Растренин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.- №7. -С.25-34.

                                                                                                С самого начала боевого применения на фронте штурмовик Ил-2 зарекомендовал себя как очень прочный и «выносливый» боевой самолет. Многим летчикам он спас жизнь, сохраняя летучесть при таких повреждениях, которые для любого другого самолета были, что называется «несовместимы с жизнью».

                                                                                                 

                                                                                                  48.Кузнецов В. Научный вклад первых ИСЗ в познание космоса / В.Кузнецов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2007.-№9.-С.6-8.

                                                                                                  По результатам исследований первых искусственных спутников Земли уже в первые годы космической эры учеными была сформирована новая отрасль науки: космическая физика, к настоящему времени сыгравшая существенную роль в познании мира на благо всего человечества.

                                                                                                   

                                                                                                    49.Лашков А. Из истории собственных наименований воздушных судов России/ А.Лашков //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2006.-№2.-С.43-49

                                                                                                    Традиционно на Руси каждому своему рукотворному творению люди присваивали собственные имена, желая тем самым наделить их чертами живой души. Со временем это правило распространилось и на Воздушный флот.

                                                                                                     

                                                                                                      50.Жигулев В. Сыновний поклон «Альма-матер»/Жигулев В.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2006.-№7.-С.11-21.

                                                                                                      К 90-летию Морской авиации России. Автор вспоминает годы учебы в Ейском Военно-Морском Авиационном училище.

                                                                                                       

                                                                                                        51.Ангельский Р. Хрущевское лихолетье/Р.Ангельский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2005.-№10.-С.15-20.

                                                                                                        Символом хрущевской эпохи стали ракетные комплексы С-75 и сверхзвуковые истребители МиГ-21, на долгие годы ставшие основными стражами нашего неба.

                                                                                                         

                                                                                                          52.Гладкий В.Ф. Тайна первого спутника/В.Ф.Гладкий//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №2.- С.40-44.

                                                                                                          Освоение космического пространства посредством вертикальных пусков баллистических ракет дальнего действия началось с систематического изучения физических и радиационных свойств верхних слоев атмосферы.

                                                                                                           

                                                                                                            53.Формин Г. Почему полеты «Востоков» и «Восходов» были безаварийными /Г.Формин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №4.- С.41-45.

                                                                                                            О королевской системе обеспечения безопасности космических кораблей.

                                                                                                             

                                                                                                              54.Качоровский И. Еще раз о катастрофе века/И.Качоровский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №3.- С.45-47.

                                                                                                              До сих пор подлинная причина катастрофы и гибели Ю.А.Гагарина будоражит умы и порождает версии одна другой фантастичнее.

                                                                                                               

                                                                                                                55.Подымов В. Марсианская гонка/В.Подымов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №10.- С.38-44.

                                                                                                                Статья подготовлена по материалам российских и иностранных источников. Марс стал первой после Земли планетой, на орбиту которой был выведен искусственный орбитальный аппарат – спутник.

                                                                                                                 

                                                                                                                  56.Формин Г. Почему полеты «Востоков» и «Восходов» были безаварийными /Г.Формин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004. №4.- С.41-45.

                                                                                                                  О королевской системе обеспечения безопасности космических кораблей.

                                                                                                                   

                                                                                                                    57.Подымов В. Марсианская гонка/В.Подымов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.-№10.- С.38-44.

                                                                                                                    Статья подготовлена по материалам российских и иностранных источников. Марс стал первой после Земли планетой, на орбиту которой был выведен искусственный орбитальный аппарат – спутник.

                                                                                                                     

                                                                                                                      58.Филатов Н. Небо войны. Взгляд из кабины/Н.Филатов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2003.-№3.- С.15-18.

                                                                                                                      Накануне 60-летия воздушного сражения над Кубанью, журнал публикует воспоминания ветерана ВОВ – летчика-истребителя Николая Ивановича Филатова, принимавшего непосредственное участие в тех жестоких боях.

                                                                                                                       

                                                                                                                        59.Арсеньев Е. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна/Е.Арсеньев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2003.-№1.- С.29-33.

                                                                                                                        К 60-летию ОКБ им. А.И.Микояна. Окончание. Начало в  №№ 4,7-12/2000; 1-4,10-12/2001;1,2,7/2002

                                                                                                                         

                                                                                                                          60.Гладкий В.Ф. Как родился проект «Энергия – Буран»/В.Ф.Гладкий//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. -2002.-№1.-С12-17.

                                                                                                                          Самым выдающимся результатом совместной деятельности нашей ракетной и авиационной промышленности в прошлом столетии было создание универсальной многоразовой транспортной системы «Энергия – Буран».

                                                                                                                           

                                                                                                                            61.Ригмант В. «Летающая крепость» ВВС Красной Армии/В.Ригмант//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2002.- №5-6.- С1-80.

                                                                                                                            Накануне Дня Победы журнал публикует материал о советском тяжелом бомбардировщике Пе-8,

                                                                                                                            принимавшем активное участие в Великой Отечественной войне, но в то же время оставшемся в тени более прославленных боевых машин.

                                                                                                                             

                                                                                                                              62.Вульфов А. Флагман (И62: история эксплуатации)/А.Вульфов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2001.-№3.- С13-17.

                                                                                                                              Каждый гражданский самолет, созданный в нашей стране на рубеже 1950-1960-х годов, открывал в авиации некую эпоху. Это было время самобытной конструкторской мысли, живого творчества, блеска интеллекта и энтузиазма. Люди-личности создавали самолеты-личности. Не исключение – Ил-62.

                                                                                                                               

                                                                                                                              Продолжение:

                                                                                                                                63.Вульфов А. Флагман (И62: история эксплуатации)/А.Вульфов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2001.- №4.- С15-20.

                                                                                                                                 

                                                                                                                                  64.Сокут С. Дорога к пятому поколению/С.Сокут//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2001.- №.1.- С.1-4.

                                                                                                                                  Создание в России истребителя пятого поколения – одна из наиболее сложных проблем отечественной оборонной промышленности. От того, будет ли начато серийное производство боевого самолета будущего, зависит судьба отечественного авиапрома.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    65.Арсеньев Е. 60 лет Конструкторскому бюро им.А.И.Микояна/ Е.Арсеньев, А.Фомин //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1999.-№12.-С.1-11.

                                                                                                                                    За 60 лет деятельности ОКБ им. Микояна было разработано более 400 типов и модификаций самолетов и летательных аппаратов. Общий объем выпуска самолетов МиГ серийными авиационными заводами превысил 55000 экземпляров. На самолетах МиГ установлено 72 мировых рекорда скорости, высоты и скороподъемности.

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      66.Вульфов А. «Змей Горыныч»/А.Вульфов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1999.-№9.-С.18.

                                                                                                                                      40 лет назад был выполнен первый демонстрационный рейс с пассажирами из Внуково в Хабаровск на самолете Ту-114(в шутку прозван летчиками «Змей Горыныч»). Эта славная памятная дата связана с одним из лучших самолетов ОКБ А.Н.Туполева. Но много ли мы знаем об этой машине, часто ли ее вспоминаем? Если Ту-95 в кругу профессионалов и любителей авиации пользуется вполне заслуженной популярность, то Ту-114, на наш взгляд, в значительной степени обойден вниманием. Сегодня мы воздаем ему дань памяти.

                                                                                                                                       

                                                                                                                                        67.Ригмант В. ТУ-2 – Самолет-легенда/ В.Ригмант //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1997.-№9.- С.1-68.

                                                                                                                                        История создания и развития одного из лучших фронтовых бомбардировщиков второй мировой войны – самолета Ту-2 началась задолго до того, как его первый прототип самолет «103» («58») в январе 1941 года совершил свой первый полет. Его судьба настолько сильно переплелась с судьбами его создателей, что зачастую теперь, трудно разделить, где начиналось одно и заканчивалось другое.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                          68.Кисляков Ю. История воздушного боя./Ю.Кисляков//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1986. - №1. – С.34-37; №2. –С.34-35; №3. –С.34-35; №4. –С.38-39; №5. –С.32-35.

                                                                                                                                          Воздушный бой как вооруженное противоборство экипажей самолетов в воздухе имеет свою историю.

                                                                                                                                           

                                                                                                                                           

                                                                                                                                          2.Авиация и люди

                                                                                                                                           

                                                                                                                                           

                                                                                                                                            69.Михеев С.Конструктор Эрлих/ С.Михеев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2017. - №10. – С.12-19.

                                                                                                                                            Воспоминания главного конструктора фирмы Камова С.В.Михеева посвящены известному конструктору вертолетов Игорю Александровичу Эрлиху. Первая часть посвящена в основном работе Эрлиха в КБ Яковлева (в его Ленинградском филиале) над вертолетом Як-24.

                                                                                                                                             

                                                                                                                                              70.Морозов В. Небо. Женщины. Самолеты/В.Морозов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2017. - №3. – С.2-15.

                                                                                                                                              О женщинах-пилотах в разное время и в разных странах.

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                71.Анисимов О.В. Линия жизни/О.В.Анисимов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016.-№7.-С.2-4.

                                                                                                                                                27 июля 2016 г. исполнилось 90 лет Заслуженному военному летчику СССР, командующему авиации ПВО страны, кавалеру шести советских орденов, генерал-полковнику авиации Н.И. Москвителеву. В своей жизни Николаю Ивановичу довелось и командовать объединениями истребителей, и летать на самых серьезных типах сверхзвуковых перехватчиков: МиГ-19, Су-15, МиГ-25, МиГ-31. Он работал бок о бок с выдающимися летчиками и авиационными командирами, оставившими после себя несравненную по боевой мощи истребительную авиацию: А.И. Покрышкиным, А.И. Колдуновым, Е.Я. Савицким, В.Д. Лавриненковым.

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                  72.Тимин М. Дмитрий Кокорев – герой второго тарана 22 июня 1941 года/М.Тимин //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016. - №9. – С.20-23.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                    73.Тимин М. Забытое сражение генерала Ионова /М.Тимин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016. - №5. – С.32-37.

                                                                                                                                                    Утром 22 июня 1941 г. лишь немногие советские военачальники смогли разобраться в сложной ситуации и предпринять энергичные ответные меры против начавшегося внезапным ударом нацистского вторжения Одним из них был командующий военно-воздушными силами Прибалтийского особого военного округа генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                      74.Вениаминов Р. Семейство «Яков» на казанских полях/Р.Вениаминов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016. - №4. – С.20-22.

                                                                                                                                                      Александр Сергеевич Яковлев – советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат восьми Сталинских, Ленинских и Государственных премий, награжденный 10 орденами Ленина..Его самолетов в России было построено больше, чем других конструкторов –более 80 тысяч.

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                        75.Качоровский И. Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб/И.Качоровский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2015. - №5. – С.18-20.

                                                                                                                                                        Имя трижды героя Советского Союза Ивана Кожедуба, сбившего в годы Великой Отечественной войны 62 фашистских самолета, знают все. О его боевом пути написано немало. А что было дальше, каким человеком был великий летчик в мирной жизни? Как сложилась его судьба?

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                          76.Качоровский И. Маршал авиации Иван Иванович Пстыго/И.Качоровский // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2015. - №8. – С.12-15

                                                                                                                                                          Воспоминания о Герое Советского Союза летчике Иване Ивановиче Пстыго.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                            77.Ковалев С. Полярный летчик/С.Ковалев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2015.-№3.-С.34-40.

                                                                                                                                                            Без малого 30 лет отлетал Илья Павлович Мазурук в небе Арктики. Он налетал в общей сложности 20000 часов! Вывозил терпящих бедствие зимовщиков с дрейфующих станций СП-2 и СП-8. На его счету своеобразный «мировой рекорд»- 254 посадки на дрейфующие льды.

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                              78.Урвачев В. О ночных таранах летчиков ПВО Москвы/В.Урвачев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2014. - №5. – С.10-11.

                                                                                                                                                              Во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 таранов и основная их часть приходится на 1941-1942 гг. Документальные свидетельства о том, кто, как и в каких условиях применял этот прием в ночных воздушных боях в небе Москвы.

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                79.Кузнецов В. Юрий Гагарин – символ космической эпохи/В.Кузнецов//Авиация и космонавтика: вчера,сегодня,завтра.- 2011 - №4.- С.7-11.

                                                                                                                                                                Прошло 50 лет со времени первого в мире космического полета человека. И мы не можем не гордиться, что им стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                  80.Урвачев В. Летная книжка отца/В.Урвачев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2010.- №6.- С.15-35.

                                                                                                                                                                  Штрихи к портретам летчиков Великой Отечественной Войны.

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                    81.Проклов В. 70 ЛЕТ ОКБ «Су»/В.Проклов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№3.-С.1-10.

                                                                                                                                                                    29 июля авиационная общественность нашей страны отметила 70-летие ОАО «ОКБ Сухого» В этот день в 1939 году вышло постановление Комитета Обороны, согласно которому, как сейчас принято считать, и было образовано ОКБ П.О.Сухого. На самом деле история создания этого прославленного конструкторского бюро была гораздо сложнее…

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                      82.Носов Г.В., Носов О.Г. Во славу Родины (к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Авиации А.С.Благовещенского)/Г.В.Носов, О.Г.Носов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№10.-С.25-29.

                                                                                                                                                                      Генерал-лейтенант Алексей Сергеевич Благовещенский был боевым героем Отечества из первой сотни Героев Советского Союза. Среди громких имен в авиации его имя по долгу службы не афишировалось. Он был скромен и на просьбы рассказать подробно о пройденном пути в авиации говорил: «Об этом напишут другие».

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                        83.Никольский М. Первый гвардейский/М.Никольский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№10.-С.1-24.

                                                                                                                                                                        1-й гвардейский Красногвардейский дважды Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова III степени бомбардировочный авиационный полк имени 50-летия образования СССР ведет свою историю от 1-й Краснознаменной истребительной авиаэскадрильи, сформированной в годы Гражданской войны на основе 1-го и 3-го авиадивизионов.

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                          84.Черемухин Г. К 120-летию со дня рождения А.Н.Туполева/Г.Черемухин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2008.-№.11-С.37-41.

                                                                                                                                                                          А.Н.Туполев признан всем миром крупнейшим авиаконструктором XX века. Сделанное его силами, по его идеям, под его руководством принципиально отличает его от других главных (генеральных) конструкторов перспективностью взглядов и действий при решении важнейших для страны государственных проблем, связанных с ее обороноспособностью и развитием современной транспортной системы.

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                            85.Соболев Д. К 100-летию полета братьев Райт/Д.Соболев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2003.-№.12-С.2-7.

                                                                                                                                                                            Продолжение истории самолетовбратьевРайтв России связано с именем Николая Евграфовича Попова. Это был человек с необычной биографией. Агроном по профессии, Попов занялся журналистикой, в годы русско- японской войны служил военным корреспондентом в Манчжурии. ... После этого Попов поселился в Париже, где страстно увлекся авиацией. Фактически самостоятельно он выучился летать на "Райте", и во время авиационных состязаний в Канне весной 1910 года проявил себя как ловкий и бесстрашный пилот, получив наибольшее количество баллов и специальный приз за высоту полета. Вскоре после этого Попова пригласили на "авиационную неделю" в Петербург

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                              86.Ена А. Безумно в небо влюблена/А.Ена, В.Булыгин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2002.- №3.- С.9-10.

                                                                                                                                                                              Большинство летчиков пришли в авиацию по зову сердца, по призванию. В их числе и первая в нашей стране женщина-летчица, которая освоила почти все типы вертолетов, Кошкина Галина Петровна.

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                87.Демин А. Ода героям-летчикам, ездовым собакам и чрезвычайным тройкам (Забытые страницы челюскинской эпопеи)/ А.Демин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1999.-№4.-С.15-20.

                                                                                                                                                                                После успешного завершения беспримерной по масштабам арктической экспедиции по спасению 104 человек команды и научной экспедиции парохода «Челюскин», первыми Героями Советского Союза стали семь летчиков : С.Леваневский ,А.Ляпидевский, И.Доронин, М.Слепнев, М.Водопьянов, Н.Каманин, В.Молоков.

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                  88.Кузьмина Л.М. «…И в каждой турбине мы слышим спокойствие наших границ!»/ Л.М.Кузьмина//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1998.-№.3.-С17-21.

                                                                                                                                                                                  Рассказ о том, как, пройдя через отрицание, неверие, технические трудности, Архип Михайлович Люлька, человек выдающегося инженерного, конструкторского таланта, большой смелости и стойкости создал первый отечественный турбореактивный двигатель.

logosmall
Copyright © 1995- 2018 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Контакты
Режим работы
Электронная почта:
gpntb@gpntb.ru
Последнее обновление:
20.10.2018