ОТЧЕТ

 

Об участии группы специалистов ГПНТБ России в ежегодных
профессиональных библиотечно-информационных  мероприятиях

"Библиотечное дело, информационные системы и образование в США",
проект «Российский библиобус в Америке»,

14-28 марта 2010 г.

Группа специалистов  ГПНТБ России в составе генерального директора Шрайберга Я.Л. (руководитель делегации), заместителя генерального директора, главного инженера Федорова Б.Ф., директора Центра развития и поддержки Интернет-технологий ГПНТБ России Гончарова М.В., директора Центра «Интернет-клуб» (ЦИК) Панычевой М.В., заместителя директора ЦИК Сорокина С.Г., заведующей отделом Золотинской С.А., была командирована в США с 14 по 28 марта 2010 г. для участия в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных  мероприятиях «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» в рамках Ежегодных профессиональных мероприятий Международного библиотечного информационного и аналитического центра (МБИАЦ) и плана загранкомандировок ГПНТБ России.
Координатор поездки – помощник генерального директора по международному сотрудничеству Волкова К.Ю.
Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) и Международный библиотечный информационный и аналитический центр (МБИАЦ) в двенадцатый раз организуют эти профессиональные библиотечно-информационные мероприятия, в которых принимают участие специалисты и руководители организаций и ведомств науки, культуры и образования России и стран СНГ. Научным руководителем мероприятий является доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг.
Общий список участников мероприятий приводится в Приложении 1.

Программа мероприятий состоит из трех тематических сессий ежегодного международного семинара “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”, специальных программ в крупнейших библиотеках, университетах и компаниях США, а также встреч и бесед с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля, руководителями библиотек и учебных заведений.
В этом году участники мероприятий в рамках впервые организованного проекта «Российский библиобус в Америке» пересекли США с востока на запад на автобусе, проехали по территории 17 штатов, преодолели расстояние в 5571 км.Профессиональная программа поездки проходила в 7 городах США и включала в себя посещение следующих организаций: Нью-Йоркской публичной библиотеки, Колумбийского университета (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), университета Ситон Холл (Саус-Оранж, штат Нью-Джерси), Американских советов по международному образованию и Библиотеки Конгресса США (Вашингтон, округ Колумбия), Школы информационных наук Питтсбургского университета (Питтсбург, штат Пенсильвания), штаб-квартиры Онлайнового компьютерного библиотечного центра (OCLC) (Дублин, штат Огайо), научной библиотеки им. Линды Холл (Канзас-Сити, штат Миссури), обзорное посещение публичной библиотеки Денвера (штат Колорадо), библиотеки Хантингтон (Лос-Анжелес, штат Калифорния).Общая программа мероприятий поездки приводится в Приложении 2.

Мероприятия программы в г. Нью-Йорк, 14 – 16 марта 2010 г.

Ознакомительный тур по Нью-йоркской публичной библиотеке.

В ее фондах более 51 млн. документов, в том числе 20 млн. книг и богатейшие коллекции Славянского и Балтийского отдела. Сейчас это громадная система из 86 библиотек, 4 научных без абонемента, 4 научных библиотек с услугой абонемента, библиотеки для слепых и инвалидов и 77 публичных, находящихся в районах «Большого Нью-Йорка» (Манхэттен, Бронкс, Стэйтен-Айленд); книговыдача - порядка 13 млн экземпляров в год.
Каждый год библиотека готовит тысячи выставок и специальных программ для читателей, включая занятия по обучению информационным технологиям, навыкам чтения, навыкам исследовательской работы, а также курсы английского языка. Библиотека ежегодно обслуживает  16 миллионов физических пользователей, веб-сайтом пользуются 28 миллионов.
Научные библиотеки, входящие в систему Нью Йоркской публичной библиотеки:Центр гуманитарных наук (в основном здании), Библиотека по исполнительскому искусству (в Центре им. Линкольна), Библиотека Центра Шомбурга в Гарлеме (по культуре и искусству афроамериканцев), Библиотека по промышленности и бизнесу (новое здание на Мэдисон авеню).Теперь в Нью-Йоркской публичной библиотеке можно побывать, не выходя из дома: www.ebooks.nypl.org – ее новый адрес.
В онлайн-библиотеке почти такие же правила, как в традиционной: "на руки" вам выдадут лишь ограниченное количество литературы сроком на 21 день. И не очень удивляйтесь, если вам не "принесут" книгу: число экземпляров в электронных закромах лимитировано.
Поэтому, если кто-то вас опередил и заказал нужную вам книгу, запаситесь терпением: придется дожидаться, когда она вернется на свою виртуальную полку. Зато в онлайн-библиотеке читатели могут загружать на свои электронные "дивайсы" сколько угодно копий книги, а некоторые из них позволено даже распечатывать. Кроме того, читателям больше не нужно беспокоиться о возврате e-books вовремя, штрафы им не грозят: файлы самоуничтожаются по истечении срока. В виртуальной Нью-Йоркской публичной библиотеке насчитывается более 8 000 книг, 3000 аудиокниг, 400 музыкальных произведений. В ее цифровой галерее можно найти около полумиллиона работ фотографов и художников.
1. В ходе ознакомительного тура члены делегации посетили читальные залы библиотеки, где было подробно рассказано об организации доступа читателей к фондам библиотеки, а также Славянского и Балтийского отдела.
1.2 Организация и участие в первой сессии 12-ого Международного семинара«Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад»Общая программа семинара приводится в Приложении 3.
Международная конференция, организованная в Колумбийском университете, одновременно является сессией нашего семинара.

Вторник, 16 марта 2010 года.

Сессия 1

Международная конференция  «Web 2.0, социальные сети и библиотеки» Спонсоры и организаторы: Международный библиотечный, информационный и аналитический центр (МБИАЦ), Институт Харримана,
Библиотечная сеть Колумбийского университета, Журнал The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian 
Место проведения:  Школа международных и общественных отношений,
Колумбийский университет Конференция «Web 2.0 социальные сети и библиотеки " была посвящена современному состоянию и перспективам деятельности библиотек в Интернет-среде, а в более глубоком аспекте рассмотрела  и проанализировала опыт университетских и публичных библиотек США и России  в использовании технологий Web 2.0 и социальных сетей для улучшения библиотечного обслуживания, установления полноценного общения между библиотеками и их пользователями  и между самими читателями.Ведущий: доктор Морис Фридман (Maurice Freedman), организатор конференции, издатель журнала The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the ‘how I run my library good’SM; Президент Американской библиотечной ассоциации в 2002–2003 гг.
С приветствием к участникам семинара выступил г-н Джеймс Г. Нил. (James Neal), вице-президент по информационному обслуживанию и директор библиотек Колумбийского университета. В своем приветствии он отметил большое значение таких американо-российских встреч, во время которых происходит живой обмен мнениями, возникают новые идеи и проекты. Г-н Нил выразил надежду, что сегодняшние докладчики помогут расширить наше представление о Web 2.0 и обсудят вопрос о библиотеке 2.0. и что будут не только удачные презентации, но и возможность для дискуссии и обмена информации о положении дел по данному вопросу в США и в России.
Также было сказано, что тема сегодняшней конференции очень важна для библиотек в США и в России и в дальнейшем будет очень полезно проводить такие международные семинары на базе Колумбийского университета. Библиотечно-информационная область быстро развивается, и за предметом обсуждения дело не станет – пора уже подумать о Web 3.0, где важную роль будет играть искусственный интеллект, который сможет выполнять и часть функций библиотекаря.
Г-н Нил рассказал, что Колумбийский университет – один из крупнейших американских университетов («пятый в стране, первый в Нью-Йорке»), который уже несколько столетий формирует фонды российской, восточноевропейской, среднеазиатской литературы.
При создании коллекций работа ведется в сотрудничестве с преподавателями, в частности, преподавателями русской истории и другими исследователями России. В Университете имеется Центр исследований по России, Евразии и Восточной Европе. Здание, в котором проходит семинар, - это здание библиотеки им. Батлера, одной из двадцати двух библиотек университета, которая хранит фонды по гуманитарным наукам.
Ключевой доклад: Web 2.0 и социальные сети в библиотеках России Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ В докладе доктор Я.Л. Шрайберг рассказал о проектах Web 2.0, популярных в российских библиотеках. Он подчеркнул, что Web 2.0 создает новую основу для взаимодействия библиотеки и пользователя, библиотеки и общества в целом. Библиотека еще больше усиливает свои позиции в проекте управления знаниями, основанными не только на ее собственных фондах, а и в целом, на знаниях всего общества. И это – одна из ключевых тенденций нашего информационного века, ведущего всех к совершенному обществу с помощью современных библиотекарей. Вместе с тем, давая обзор использования социальных сетей в России и, в частности, в российских библиотеках, докладчик отметил пока еще достаточно низкий уровень использования социальных сетей именно в библиотеках, хотя в целом в России эти сети резко набирают популярность.Web 2.0 и социальные сети в библиотеках США Деймон Джеггерс (Damon Jaggers заместитель директора библиотеки по фондам и библиотечному обслуживанию, библиотека Колумбийского университета)
В своем докладе г-н Джеггерс рассказал о конкретных воплощениях идей Web 2.0 в Колумбийском университете и в других университетах и привел примеры нововведений в академических и научных библиотеках США, в частности, с использованием известных социальных сетей.Web 2.0 и социальные сети в университетской библиотеке — успехи, проблемы и перспективы Маргарет Смит (Margaret Smith), заведующая отделом литературы по физическим наукам библиотеки Нью-Йоркского университета Г-жа Смит поделилась своим опытом использования социальных сетей для связи с пользователями, рассказала о том, что сделала и узнала, высказала свои соображения и сделала следующий вывод: социальные сети открывают совершенно новые возможности. У библиотеки должен быть не просто веб-сайт, на который иногда кто-то заходит, а активный подход пропаганды своих ресурсов и услуг, и то, что библиотекари находят энергию и время для поиска читателей через социальные сети и общения с ними, открывает новые горизонты.
В работе сессии приняли участие более 50 человек с американской и российской стороны.Все доклады вызвали большой интерес, докладчикам задавали очень много вопросов. Ведущий конференции Морис Фридман представил известную американскую писательницу Мэрилин Джонсон, которая написала книгу «Book (Эту книгу не сдали вовремя!). Подзаголовок книги – «Как  библиотекари и кибер-библиотекари спасут всех нас». Морис Фридман сказал: «Эта книга – любовное послание библиотекарям и работникам библиотек, прекрасно написанное, и мы счастливы, что автор присутствует сегодня здесь с нами. Замечательно, когда кто-то посторонний, не являющийся библиотекарем, высоко оценивает нашу работу». Автор подарила один экземпляр своей книги Я.Л. Шрайбергу. После окончания конференции состоялась экскурсия по библиотеке Батлера, которую провели: Боб Скотт  Bob Scott), руководитель отдела электронных текстов, и специалист- комплектатор (selector)по славянским и восточно-европейским фондам Роб Дэвис (Rob Davies).
Библиотека Батлера – библиотека по истории и гуманитарным наукам, ориентированная на студентов старших курсов.
Однако это также и главная библиотека для студентов, обучающихся в колледже Колумбийского университета по специальности «гуманитарные науки». Сюда также приезжает множество посетителей – исследователей, интересующихся специальными коллекциями. Для них отведены специальные отдельные кабинеты. Коллекция электронных книг в библиотеке довольно небольшая, это связано с тем, что электронные книги не всегда удовлетворяют пользователей. Например, существует онлайновый вариант «Энциклопедии ислама», но всякий, кто работал с ней, скажет, что пользоваться ей не слишком удобно, печатный вариант гораздо комфортнее, так что предстоит еще немало сделать для совершенствования электронных книг.
В отделе редких материалов находится огромная коллекция носителей информации, начиная от клинописи на глиняных дощечках и папирусов и заканчивая современной литературой, архивами публикаций современных издательств.В Колумбийском университете родилась устная история – стали систематически собираться интервью выдающихся людей в различных областях. (Исследовательский офис архивов аудиозаписей в Колумбийском университете – старейший в мире).
В библиотеке нет читального зала с литературой на славянских языках, но здесь хранится архив Бахметева – одна из крупнейших в США специальных коллекций по России и Восточной Европе, и, безусловно, работать с ним приезжают многие специалисты. Профиль коллекции в большей степени ориентирован на литературу и культуру по сравнению с коллекцией, которая находится в Стэнфордском университете, и по размеру она несколько меньше, но все равно это очень богатый архив. Его описание доступно в Интернете.
В справочном столе можно получить консультации о работе с фондом редких материалов. В отделе обслуживания электронными текстами первоначально собирались все поступающие в библиотеку электронные тексты, например, на CD-ROM, они и сейчас еще здесь хранятся, поскольку содержат архивы информации, требующиеся для некоторых учебных дисциплин.
Сейчас читатели создают свои собственные электронные тексты, поэтому, по всему залу расположено множество компьютеров, сканеров, установлено программное обеспечение, библиотекари помогают читателям. В отделе работают с российской программой для распознавания текстов ABBYY FineReader, лидером в данной области.
В библиотеке около тысячи баз данных, активно работает служба электронной доставки документов. Офис межбиблиотечного абонемента имеет онлайновый интерфейс  – студенты в онлайновом режиме могут заказывать литературу из других организаций, чаще всего заказывают из -за границы. Также работает замечательная служба под названием Borrow Direct, которая позволяет студентам просматривать каталоги библиотек 6 школ Лиги плюща и самим заказывать книги из этих библиотек. (Лига плюща (англ. Ivy League) – собирательное название восьми частных американских университетов, расположенных на северо-востоке США. Это Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Принстонский, Корнелльский и Пенсильванский университеты, университет Брауна и Дартмутский колледж. Семь из восьми университетов были основаны королевскими хартиями еще в британский колониальный период, до Американской революции, и название (происходящее от побегов плюща, обвивающих старые здания в этих университетах), подчеркивает их возраст. Название Лига плюща является символом высокого качества образования, строгого отбора студентов и некой социальной элитарности. Университеты Лиги плюща регулярно фигурируют в рейтингах лучших университетов мира. Все восемь университетов получают миллионные гранты на научные исследования.)  Таким образом, хотя собственная коллекция библиотеки университета велика, она еще больше расширяется.
Сердцевину библиотеки составляет хранилище: 12 этажей библиотечных полок, 1,5 миллионов книг, в основном научная литература по истории и гуманитарным наукам – прежде всего материалы для студентов выпускного курса по специальностям истории и гуманитарных наук.
Конечно, студенты предшествующего курса тоже допускаются, но для них есть специальная коллекция CollegeCollection, обслуживающая учебные программы колледжа. "Times New Roman" Американские библиотеки отличает замечательная черта. В большинстве библиотек книги находятся в свободном доступе на полках, вы сами можете подойти и найти, что вам нужно.
В европейских библиотеках, как правило, не так. К сожалению, в библиотеке Батлера это преимущество начинает исчезать, т.к. не хватает места, часть фонда перемещается в другие хранилища ( например, в Принстон, штат Нью-Джерси) и студентам приходится просматривать виртуальные полки. Тем не менее, здесь остались удобные места для того, чтобы прийти и быстро найти литературу, нужную для работы

В библиотеке огромная коллекция справочной литературы, в частности, энциклопедий, около 50 000 - 60 000 томов. При построении собственных электронных коллекций сотрудники библиотеки стараются, чтобы печатная и электронная не дублировали друг друга.Николас Батлер, в честь которого названа библиотека, - знаменитый философ, дипломат и педагог, лауреат Нобелевской премии – был Президентом Колумбийского университета 43 года, самый большой срок в истории. Колумбийский университет как Королевский колледж был основан в 1754 королем Георгом Вторым.Коллекция колледжа - это параллельная коллекция, дублирующая то, что имеется в фондах, для нужд студентов колледжа, структурированная по дисциплинам, потому как они изучают не только историю, литературу, философию и религию, но и другие дисциплины.Читальные залы библиотеки колледжа во время учебы открыты 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, т.е. всегда.

2. Мероприятия программы в г. Саус-Оранж (штат Нью-Джерси), 17 марта 2010 г

Участие во второй сессии 12-ого Международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад 

Сессия 2


Круглый стол  «Состояние и перспективы развития проекта
«Русская библиотека в Америке
»


"Место проведения: Университет Ситон Холл, штат Нью-Джерси

Ведущие: Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ Натаниэл Найт, заведующий кафедрой истории, университет Ситон Холл, г. Саус-Оранж, Участников Круглого стола приветствовала декан библиотек Университета Ситон Холл г-жа Крисанти Греко (Chrysanthy Grieco). В своем выступлении г-жа Греко поблагодарила доктора Якова Шрайберга и его коллег за неоценимый вклад в пополнение и развитие русской коллекции книг в университете Ситон Холл, а также надежду на продолжение сотрудничества с ГПНТБ России и МБИАЦ.В ходе Круглого стола в фонд библиотеки было передано более 30 наименований книг.Заведующая отделом международных проектов и общественных связей ГПНТБ России С.А. Золотинская рассказала участникам о проекте «Русская библиотека в Америке», в рамках которого в Университет Ситон Холл переданы около 1000 наименований российских, в основном, региональных печатных изданий.   «Русская библиотека в Америке» – уникальная для США библиотека, созданная по инициативе и средствами МБИАЦ при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Издания, включенные в фонд «Русской библиотеки» представляют неоспоримый интерес не только для русской диаспоры в США, но и для американской публики, интересующейся проблемами российских регионов. Работа над созданием библиотеки началась в 1999 г.
Основу библиотечного фонда составляют публикации, характеризующие современный облик российских регионов, кардинально отличающие «Русскую библиотеку в Америке» от большинства американских библиотек, имеющих русскоязычные коллекции.
Эта библиотека представляет собой собрание российских региональных изданий  по вопросам законодательства, историко-культурного наследия, краеведения, этнографии, религии и другим аспектам, которые могут дать полное и всеобъемлющее представление о российских регионах. По сути «Русская библиотека в Америке» явилась первой подобной библиотекой за рубежом. Функционирование «Русской библиотеки в Америке» планировалась как  работа самостоятельной библиотеки или самостоятельного подразделения  внутри существующей библиотеки или информационного центра. Начался поиск организации, которая смогла бы сохранить «Русскую библиотеку в Америке» отдельной коллекцией.В 2005 г. библиотека Уолша университета Ситон Холл (Seton Hall),г. Саус Оранж, Нью-Джерси (South Orange, New Jersey) проявила заинтересованность. Библиотека Уолша уже имеет итальянскую и французскую коллекции. Давно хотели открыть у себя Русскую библиотеку, так как в университете развиты и популярны «Русские программы» для студентов, а в г. Саус Оранж - большая русскоговорящая диаспора, которая также может пользоваться Русской библиотекой в университете Ситон-Холл.
Официальное открытие «Русской библиотеки в Америке» состоялось в библиотеке Уолша университета Ситон Холл в марте 2007 г. во время проведения традиционного семинара. В библиотеку Уолша переданы 1000 экземпляров книг и компакт-дисков, которые составили основу Русской библиотеки в университете Ситон Холл.
Международный библиотечный информационный и аналитический Центр (МБИАЦ) продолжает пополнять фонды специализированной библиотеки российских региональных изданий в США (на базе библиотеки университета Ситон Холл).В Москве в ГПНТБ России в 2002 г. открылась аналогичная специализированная библиотека «Регионы России» для российских пользователей. По окончании работы Круглого стола заведующий кафедрой истории Натаниэл Найт (Nathaniel Knight) познакомил участников российской делегации с коллекциями Русской библиотеки, переданной МБИАЦ в дар университету от имени ГПНТБ России и других российских библиотек.

1. Мероприятия программы в Вашингтон, 18 марта 2010 г.

Организация и участие в третьей сессии 12-ого Международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад»

Сессия 3

Круглый стол «Как мы видим пути развития российско-американского
сотрудничества  в библиотечно-информационной сфере

Место проведенияАмериканские советы по международному образованию

1.Приветствия  Лиса Чоут (Lisa Choate), вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США Шрайберг Я. Л.,генеральный директор ГПНТБ России, президент МБИАЦ, Москва, Россия Pэндалл Барри (Randall Barry), руководитель сектора «Россия» Германского и славянского отдела Библиотеки Конгресса США Нина Занегина, главный библиотекарь сектора «Россия» Германского и славянского отдела Библиотеки Конгресса США Марина Коренберг (Marina Korenberg), библиотекарь по комплектованию Сектора Африки и Ближнего Востока (AMEAS) Отдела зарубежной деятельности Библиотеки Конгресса США Барбара Конати (Barbara Conaty), координатор программы «Американские уголки» Государственного департамента США.
Выступавшие на сессии в Вашингтоне специалисты-каталогизаторы Библиотеки Конгресса и участники семинара с российской стороны обсуждали вопросы формирования фонда литературы на русском и других славянских языках, сотрудничества американских и российских библиотек в международном книгообмене. Отмечалось, что книгообмен между Россией и США в последнее время испытывает трудности, в частности, непросто стало поддерживать библиотечные партнерства, сократился объем получаемых из России книг. С интересным сообщением выступила Марина Коренберг, рассказавшая о деятельности сектора иудаики Библиотеки Конгресса и выразившая сильную заинтересованность в установлении профессиональных контактов с библиотеками России и с организациями, выпускающими материалы по иудаике на русском языке или иврите в разнообразных форматах, включая книги, журналы, фильмы, звуковые записи. Координатор программы Американских уголков Барбара Конати познакомила участников семинара с концепцией программы и принципами партнерства Американских уголков и публичных библиотек России и других стран. Прошли переговоры Барбары Конати с председателем Оргкомитета конференции «Крым» Я.Л.Шрайбергом и координатором конференции по североамериканскому континенту К.Ю.Волковой по вопросу проведения специальных мероприятий программы Американских уголков на крымской конференции, в частности, организации сессии по авторскому праву для библиотек (в рамках этой программы) с приглашением ведущих экспертов Офиса США по авторскому праву.

4. Мероприятия программы в г. Питтсбург, 19 марта 2010 г.

Группа российских специалистов посетила Школу информационных наук Питтсбургского университета.Питтсбургский университет одно из самых старых учебных заведений высшей школы США. Основанная в 1787 году Питтсбургская Академия находилась в то время на границе США. Позже, в 1819 году, она была переименована в Западный Университет Пенсильвании, а в 1908 году переехала в Окленд, пригород Питтсбурга, где находится и поныне. В том же году она получила название, под которым Университет известен сейчас во всем мире – Университет Питтсбурга, или просто Питт. Символ Университета – центральное здание под названием "Cathedral of Learning", которое можно перевести как «Храм знаний».Со дня основания Питтсбургский университет был частным учебным заведением, а в 1966 году он вошел в состав организованного в том же году Содружества в системе высшего образования Пенсильвании. Содружество включает в себя различные высшие учебные заведения. Оно подчиняется государству, дает возможность своим студентам иметь доступ к различным общественным фондам, получать гранты и стипендии, но при этом университеты - члены Содружества не находятся на полном государственном обеспечении. Именно поэтому плата за обучение в университетах Содружества немного выше, чем в государственных высших учебных заведениях. Почему университет стал авторитетным источником информации в современном научном мире, образцом качественного обучения и престижного образования? Частично благодаря тому факту, что он преодолел давление, оказываемое на него, и отстоял свою преданность либеральному образованию. Университет Питтсбурга входит в десятку лучших университетов США по медицинским исследованиям. Попав в историю как университет, где была разработана вакцина от полиомиелита, университет Питтсбурга продолжает успешно развиваться в области здравоохранения. Стоит упомянуть также и гуманитарное отделение Питтсбургского университета. Как известно из истории города, во время интенсивного развития сталелитейной промышленности население города сильно возросло за счет прибытия множества иммигрантов, большинство из которых были переселенцами из стран восточной Европы. До сих пор в городе существуют и активно действуют многочисленные русские, украинские, польские и другие славянские общины. Наверное, поэтому факультет славянских языков в Питтсбурге является одним из самых сильных в США. При факультете регулярно проводятся научные конференции, съезды ученых, посвятивших свою жизнь изучению славянских языков, в которых могут принимать участие и студенты Питтсбурга, а также имеется Летняя языковая школа по изучению русского и восточно-европейских языков. С недавнего времени студенты университета с русским языковым наследием получили возможность прослушать семинары летней языковой школы в Москве, где на практике смогли получить практические знания по русскому языку и ближе познакомиться с культурой своих предков. В состав Университета входит всемирно известная Школа информационных наук и Центр исследований России и Восточной Европы. Программу визита помогла подготовить и провести Мэри Кэй Биаджини (Mary Kay Biagini) доцент, руководитель Программы библиотечно-информационных наук Университета Питтсбурга.Профессор Рональд Ларсен (Ronald Larsen), декан Школы информационных наук рассказал о работе Школы и представил своих коллег, которые познакомили нашу группу с различными программами Школы.

В Школе информационных наук существует три выпускные (graduate) программы:
1) библиотечно-информационные науки, 
2)информатика,
3) телекоммуникации и сети.

У каждой специальности есть соответствующая магистрская и докторская программы. Онлайновые программы обучения появились 10 лет назад, и оказались необычайно успешными. Онлайновые студенты Школы живут практически по всей стране, есть также небольшое количество иностранных студентов. Примерно половина студентов – из штата Пенсильвания. Студентов из-за рубежа, обучающихся по библиотечно-информационной специальности, немного – много меньше, чем по специальностям информатика (информационные науки) и телекоммуникации. Наибольшее количество зарубежных студентов в университете – из Азии, прежде всего Индии и Китая. Европейцев мало. Студентов из России нет, но есть специалисты из России, обучающиеся в докторантуре. Все курсы по программе библиотечно-информационных наук доступны в онлайновом режиме, так что студенты могут обучаться на кампусе, а могут из дома.По программе магистра обучается около 400 человек, из них 185 – онлайновые студенты. Дипломы, выдаваемые студентам, признаются во всем мире. Это т.н. дипломы глобальной компетенции. Школа информационных наук вступает в стратегические партнерства с университетами мира Европы и Азии и является членом Консорциума информационных школ – в нем 27 университетов, которые имеют соответствующие отделения и называют себя информационными школами, из них 20 американских, а 7 – из остального мира.
В программе посещения Школы информационных наук Университета Питтсбурга состоялась демонстрация информационных ресурсов, доступных студентам, а также была организована специальная экскурсия в Русскую комнату в Храме знаний (Cathedral of Learning).

5. Мероприятия программы в г. Дублин, штат Огайо, 20 марта 2010 г.

Посещение штаб-квартиры OCLC С работой OCLC (Онлайнового компьютерного библиотечного центра) группу российских специалистов ознакомили Либби Кроуфорд (Libbie Crawford), менеджер по продукции Десятичной классификации Дьюи OCLC и Нэнси Ф. Ленсенмайер (Nancy F. Lensenmayer), руководитель программы «Образование и профессиональное развитие» OCLC.OCLC - некоммерческая библиотечно-информационная корпорация и исследовательская организация, существующая на основе добровольного членства. Ее целью является улучшение доступа к мировым информационным ресурсам и снижение стоимости информации. Более 72,000 библиотек из 86 стран и регионов мира пользуются услугами OCLC для поиска, приобретения, каталогизации, выдачи и сохранения библиотечных материалов.Исследователи, студенты, преподаватели, ученые, профессиональные библиотекари и другие лица, заинтересованные в поиске информации, используют OCLC для получения библиографической, реферативной или полнотекстовой информации. OCLC и библиотеки, участвующие в его работе, совместно создают и поддерживают WorldCat-сводный Интернет каталог OCLC, крупнейший в мире каталог библиотечных ресурсов. Штаб-квартира OCLC находится в г. Даблин, штат Огайо, вблизи Коламбуса.В организации программы визита большую помощь оказала Джоан Митчелл (Joan Mitchell), исполнительный директор и главный редактор Десятичной классификации Дьюи .Нэнси Ф. Ленсенмайер рассказала о структуре OCLC, об участниках Центра, о продуктах и услугах.  Либби Кроуфорд  представила новые редакции DDC (Десятичной классификации Дьюи).
По окончании презентации состоялась экскурсия, в ходе которой участники поездки познакомились с работой подразделений OCLC, в том числе посетили служебную библиотеку, в которой имеется перевод DDC (Десятичной классификации Дьюи) на русский язык, выполненный ГПНТБ России под редакцией Я.Л. Шрайберга в 2000 году. (Руководителем работ по переводу была Е.М. Зайцева, директор Центра научных исследований, проектирования и разработок АБИС ГПНТБ России)

6.Мероприятия программы в г. Канзас-Сити, 22 марта 2010 г.

С работой, фондами и программами Библиотеки им. Линды Холл (Канзас-Сити), крупной научной библиотеки, имеющей большой славянский фонд

нашу группу ознакомили: Лиза Броуар (Lisa Browar), президент библиотекиКэти Олсхаус (Kathy Alshouse) , PR-менеджерБрюс Брэдли (Bruce Bradley), библиотекарь по истории наук  Natasha Minturn), ассистент по комплектованию и каталогизации  Библиотека Линды Холл – независимая публичная библиотека по науке и технике, фондами которой пользуются компании, организации и частные лица всего мира.
Она расположена на месте бывшего частного дома Герберта и Линды Холлов в дендрарии в г. Канзас-Сити, Миссури. Холлы не имели прямых наследников и тщательно обдумывали, как распорядиться своим имением и накопленным состоянием после смерти. Они надеялись, что их богатство поможет создать в Канзас-Сити важный культурный центр, который бы явился их даром городу. В результате они завещали 6 млн. долларов на создание «публичной библиотеки для пользования жителями Канзас-Сити и всего населения» всего лишь с двумя условиями: библиотека должна располагаться на территории их имения и носить имя Линды Холл. Большое влияние на библиотеку оказало приобретение в 1947 г. библиотеки Американской академии искусств и наук (Кембридж, Массачусеттс, США), а также, в 1995 г., фонда Библиотеки инженерных обществ (Нью-Йорк, Нью-Йорк, США).
Помимо заложенного в бюджет комплектования, библиотека получает литературу по международному книгообмену – она поддерживает контакты более, чем с пятьюстами партнерами, в число которых входит ГПНТБ России. Ею подписаны соглашения об обязательном экземпляре со многими инженерными обществами в Соединенных Штатах. Мероприятия программы в г. Денвер, штат Колорадо, 23 марта 2010 г.
Делегация посетила новое основное здание публичной библиотеки Денвера, расположенное в культурном центре города, в непосредственной близости от мэрии и художественного музея. Здание примечательно в архитектурном плане. Его северный фасад спроектировал Бернем Хойт, автор грандиозного проекта концертного зала «Красные скалы», с которым делегация также смогла ознакомиться. Остальное здание спроектировано Майклом Грейвсом, одним из основателей постмодернизма в архитектуре. Публичная библиотека Денвера сейчас является крупнейшей в США на пространстве от Лос-Анджелеса до Чикаго.Публичная библиотека г. Денвер была основана в 1889 г. в помещениях высшей школы Денвера и получила поэтичное название «Центра всеобщего счастья». Из-за постоянного роста фондов библиотеке несколько раз приходилось переезжать. Библиотека обслуживает преимущественно местное население и включает центральное здание, 22 отделения и два книгомобиля. Примечательно, что среди 592 052 жителей г. Денвер 524 740 (т.е. 89%) имеют читательский билет, ежегодно на руки выдается 10 миллионов материалов. Публичная библиотека предоставляет посетителям 539 компьютеров, в т.ч. 470 компьютеров, подключенных к Интернету. Помимо стандартного библиотечного обслуживания, библиотека предлагает персонализированные услуги, такие как обслуживание на дому, бесплатная помощь малому бизнесу, бесплатные занятия по поиску работы, курсы компьютерного обучения, английского языка, ремесел.Мероприятия программы в г. Лос-Анджелесе, 26 марта 2010 г.Посещение Библиотеки Хантингтона.Ольга Цапина (Olga Tsapina) куратор по американским историческим манускриптам Фонда Норриса библиотеки Хантингтона ознакомила участников поездки с работой и фондами Библиотеки Хантингтона.Библиотека Хантингтона является составной частью единого культурного комплекса, включающего также собрание произведений искусства и ботанический сад. Это научно-образовательное учреждение, основанное в 1919 г. семейной четой Генри и Арабеллой Хантингтон. Коллекции библиотеки хранят немало самых ценных артефактов западной цивилизации. Среди ее знаменитых сокровищ – богато украшенная рукопись 15 века «Кентерберийских рассказов» Чосера, одна из 11 копий Библии Гутенберга на пергаменте, автобиография Бенджамина Франклина, написанная им собственноручно, и описание поместья Маунт Вернон, сделанное Джорджом Вашингтоном. Фонды библиотеки включают более 5 млн. редких книг, рукописей, фотографий, карт и других предметов. Книги хранятся в специальных бескислотных футлярах.
Не меньшую гордость представляют произведения искусства, редкие музейные экспонаты. Библиотека является частной и существует на средства фонда Хантингтона. Но это – не единственный финансовый источник. В США тоже имеются проблемы с финансированием: не хватает средств на приобретение редких экземпляров, на оцифровку фонда, в частности, библиотека испытывает финансовые затруднения для ретроконверсии – большая часть библиографической информации все еще находится на традиционных карточках.  Поэтому для развития учреждения активно используется фандрайзинг: имеется попечительский совет, привлекаются благотворительные и спонсорские средства.
В фондах библиотеки хранится немало экспонатов и книг, преподнесенных в дар, что считается уважаемой доброй традицией в США. В ходе участия делегации ГПНТБ России в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных мероприятиях

Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» все участники этой поездки приобрели новые профессиональные связи, обменялись опытом с американскими коллегами, сравнили состояние и стратегии развития библиотечно-информационных технологий в наших странах.

Одним из главных результатов поездки можно считать успешные выступления с докладами генерального директора ГПНТБ России Шрайберга Я.Л. в рамках сессий семинара и установление новых Все участники, успешно выполнившие программу повышения квалификации в рамках библиотечно-информационных мероприятий «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США», получили образовательные сертификаты Американских советов по международному образованию [и Международного библиотечного, информационного и аналитического центра]. Получен целый ряд информационных материалов, освещающих деятельность крупнейших библиотек, университетов, учреждений и компаний США. В ходе встреч, бесед, переговоров с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля были обсуждены возможности совместной организации круглых столов, семинаров на Конференции «Крым» и других мероприятиях, проводимых ГПНТБ России. Также были розданы информационные письма и приглашения на международную конференцию «Крым-2010», диски с материалами конференции «Крым-2009», брошюры и другие печатные и электронные издания ГПНТБ России. Проведены переговоры с руководителями Американских Советов по Международному Образованию (АСПРЯЛ) с целью обсуждения дальнейшего сотрудничества АСПРЯЛ с МБИАЦ и ГПНТБ России в области библиотечного образования. В фонд ГПНТБ России переданы следующие издания:American Chemistry. September/October 2008, VOL.4, NO. 5 American Chemistry. November/December 2008, VOL.4, NO. 6

Anatoly Rozenblat. Thermal deformations of thin-walled planetary gears, 2009. USA, Bloomington, Indiana.Statistical Analysis in Transporting LNG by sea- on CD-R.

Техническое задание на командировку  выполнено полностью

                                                                                                                                                Приложение 1

 

ОБЩИЙ СПИСОК

группы специалистов и руководителей организаций и ведомств науки, культуры и образования России, принимавших участие в работе 12-го международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад» в рамках ежегодных профессиональных библиотечно-информационных мероприятий «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США»(проект «Российский библиобус в Америке», 14-28 марта 2010 г.)

 

ФИО

Город, страна

Организация

Должность

1.

Шрайберг Яков Леонидович

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Генеральный директор

2.

Гончаров Михаил Владимирович

Москва, Россия

 

Государственная публич>ная научно-техническая библиотека России

 

Директор ЦИТ

3.

Волкова Ксения Юрьевна

Москва, Россия

 

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

 

Помощник гене-

рального директора по международному сотрудничеству

4.

Золотинская Светлана Анатольевна

Москва, Россия

 

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

 

Заведующая отделом

5.

Панычева Марианна Владимировна

Москва, Россия

 

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

 

Директор ЦИК

6.

Сорокин Сергей Геннадьевич

Москва, Россия

 

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

 

Заместитель директора ЦИК

7.

Федоров Борис Федорович

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Заместитель гене-

рального директора, главный инженер

8.

Груздев Игорь Александрович

Москва, Россия

Российска Государственная библиотека

Директор по информатизации

9.

Игнатова Татьяна Викторовна

Москва, Россия

ГОУ СОШ № 1247 с этно

культурным литовским компонентом образования

Заведующая библиотекой

10.

Жуков Дмитрий Васильевич

Москва, Россия

ФГУП «В/О "Академинторг" РАН»

Генеральный директор

11.

Шунтова Светлана Евгеньевна

Москва, Россия

ФГУП «В/О "Академинторг" РАН»

Главный бухгалтер

12.

Уткин Михаил Федорович

Москва, Россия

Московский архитектурный институт

Профессор

13.

Уткин Михаил Михайлович

Москва, Россия

Высшая школа дизайна Московского архитек-

турного института

Главный специалист

14.

Зайцева Елена Анатольевна

Москва, Россия

Высшая школа дизайна Московского архитектурного института/

 

Главный специалист

15.

Калинина Екатерина Владимировна

Москва, Россия

ЦБС «Гагаринская»

Директор

16.

Калинин Алексей Александрович

Москва, Россия

ОАО « НПП «Радар ммс»»

Директор Московского отделения

17.

Золотинский Александр Олегович

Москва, Россия

ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управ-ление»

Художник-реставратор

18.

Петрушина Анна Александровна

Санкт-Петербург, Россия

Санкт-Петербургский государственный университет. Библиотека факультета международ-

ных отношений

Каталогизатор

19.

Иванова Елена Вячеславовна

Нижний Новгород, Россия

Издательский Дом «Первое сентября». Газета «Библиотека в школе»

Специальный корреспондент

20.

Бакашова Жылдыз Кемеловна

Бишкек, Кыргызская республика

Национальная библиотека Кыргызской республики

Директор

21.

Нам Елизавета

Валерьевна

Бишкек, Кыргызская республика

Библиотека лечебно-оздоровительного объединения Управления делами Администрации президента Кыргызской республики

Главный библиотекарь

                                                                                                                           Приложение 3

 

12-й Международный семинар
«Электронные ресурсы и международный обмен: "Восток – Запад"

 

Сессия 1

Международная конференция

 «Web 2.0, социальные сети и библиотеки»

 

Спонсоры: Международный библиотечный, информационный и аналитический центр (МБИАЦ), Институт Харримана, Библиотечная сеть Колумбийского университета и журнал The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the 'how I run my library good'SM

Место проведения: Школа международных и общественных отношений,
Колумбийский университет Kellogg Center, 15th Floor, 420 West 118th Street Между Amsterdam Avenue и
г. Нью Йорк

Вторник, 16 марта 2010 года

8:15–16:00.

Рабочий язык: английский

8:15–9:00 – Регистрация

9:00 Первое заседание

Ведущий:  Морис Фридман, организатор конференции, издатель журнала The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the ‘how I run my library good’SM; Президент Американской библиотечной ассоциации в 2002–2003 гг.

Приветствие:

Джеймс Г. Нил, представитель принимающей стороны,вице-президент по информационному
обслуживанию и директор библиотек Колумбийский университет; кандидат на должность
Казначения Американской библиотечной ассоциации.

"Web 2.0 и социальные сети в библиотеках России"
Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России  и президент МБИАЦ>

Перерыв

"Web 2.0 и социальные сети в библиотеках США"

Деймон Джеггерс, заместитель директора библиотеки по фондам и библиотечному обслуживанию, библиотека Колумбийского университета

Перерыв

"Web 2.0 и социальные сети в университетской библиотеке"— успехи, проблемы и перспективы

Маргарет Смит, заведующая отделом литературы по физическим наукам библиотеки Нью-Йоркского университета

Джени Херманн, координатор программ Публичной библиотеки Принстона

15:45–16:00 Подведение итогов и закрытие конференции

Сессия 2

Круглый стол «Состояние и перспективы развития проекта «Русская библиотека в Америке»

 

Место проведения: Университет Ситон Холл, г. Саус-Оранж, Нью-Джерси.

Среда, 17 марта 2010 г., 10:00–11:00

>Рабочий язык: английский, русский

Ведущие: Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ Натаниэл Найт, доцент, директор российской и восточноевропейской научной программы, университет Ситон Холл,

г Саус-Оранж, Нью-Джерси, Золотинская С.А., заведующая отделом, ГПНТБ России

Знакомство с коллекциями Русской библиотеки, переданной МБИАЦ в дар университету от имени ГПНТБ России и российских библиотек.

Сессия 3

Круглый стол «Как мы видим пути развития российско-американского сотрудничества

в библиотечно-информационной сфере»

Место проведения: Американские советы по международному образованию(American

Councils for International Education: ACTR/ACCELS)

1776 Massachusetts Avenue, N.W., Suite 100, Washington, DC

Четверг, 18 марта 2010 г.

Рабочие языки: русский, английский

Регистрация и кофе.

1. Приветствия:  Лиса Чоут вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США, Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России, президент МБИАЦ, Москва, Россия

2. Информационные сообщения:

Рэндалл Барри, старший специалист по стандартам семейства MARC, Библиотека Конгресса США, Вашингтон, округ Колумбия, США

Нина Занегина, сотрудник сектора русской литературы Библиотеки Конгресса США, Вашингтон, округ Колумбия, США

 

Марина Коренберг ( Marina Korenberg), библиотекарь по комплектованию Сектора Африки и Ближнего Востока (AMEAS) Отдела зарубежной деятельности Библиотеки Конгресса США,

Барбара Конати, координатор программы американских уголков, Государственный департамент США, Вашингтон, округ Колумбия, США

 

 

 

 

                                                                    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО И ПРИГЛАШЕНИЕ

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ

 

“АМЕРИКА 2010”

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО, ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В США

 Международные научно-образовательные мероприятия

Нью-Йорк - Вашингтон – Питтсбург – Коламбус – Индианаполис –
Канзас-Сити – Денвер – Лас-Вегас – Лос-Анжелес

 

14-28 марта 2010 г.

 

 

Международный библиотечный, информационный и аналитический центр и ГПНТБ России организуют выезд группы руководителей, общественных деятелей и специалистов библиотечно-информационного, образовательного и смежного профиля в Соединённые Штаты Америки для участия в ежегодном международном семинаре “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад” и уникальном проекте “Американский библиобус”. Американский библиобус” 2010 г. представляет Вам беспрецедентную возможность пересечь Америку с Восточного на Западное побережье и ознакомиться с работой крупнейших библиотек, университетов и лучших компаний США, работающих в области информационных технологий.

Предварительная программа мероприятий*:

 

12-й Международный семинар “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток- Запад”

 

14 марта,
воскресенье

Вылет из Москвы в Нью-Йорк.

 

15 марта,

понедельник

 

Визит в Нью-Йоркскую городскую публичную библиотеку

 

16 марта,

вторник

 

12-й Международный семинар “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”. Сессия 1. “Web 2.0, социальные сети и библиотеки”.

Место проведения: Колумбийский университет

 

17 марта,

среда

Посещение университета Ситон-Холл и Русской библиотеки в Америке.

Переезд в Вашингтон

 

18 марта,

четверг

12-й Международный семинар “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”. Сессия 2 “Фандрейзинг для библиотек, музеев и университетов”.

Место проведения: Американские советы по международному образованию

 

19 марта,

пятница

Переезд в Питтсбург (Пенсильвания). Посещение Школы информационных наук университета Питтсбурга

20 марта,

суббота

Переезд Питтсбург - Коламбус (Охайо) – Индианаполис (Индиана). Круглый стол в штаб-квартире OCLC в Коламбусе

21 марта,

воскресенье

Переезд Индианаполис – Сент-Луис (Миссисипи) - Канзас-Сити (Миссури). Посещение библиотеки Линды Холл с крупнейшими славянскими коллекциями. Знакомство с достопримечательностями штатов Миссисипи и Миссури

 

22 марта,

понедельник

Переезд Канзас-Сити – Денвер (Колорадо)

 

 

23 марта, вторник

Посещение Университета Денвера - старейшего университета Скалистых гор. Переезд в Национальный парк Сион

 

24 марта, среда

Посещение парка. Переезд в Лас-Вегас (Невада)

25 марта,

четверг

 

Вечером переезд в Лос-Анжелес (Калифорния)

 

 

26 марта,

пятница

Специальная программа в Университете Калифорнии в Лос-Анжелесе

 

27 марта,

суббота

Знакомство с достопримечательностями штата Калифорния. Вылет из Лос-Анжелеса прямым рейсом в Москву

 

 

28 марта,

воскресенье

Прибытие в Москву

 

 Участникам программы выдается международный сертификат.

 

 

Контактная информация:

Телефоны: (495) 621-24-90, (495) 692-55-81, (495) 624-94-58

  E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.