ОТЧЕТ

об участии делегации ГПНТБ России в ежегодных профессиональных
библиотечно-информационных  мероприятиях
«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США»,
Нью-Йорк - Вашингтон - Сан-Франциско, США, 15-25 марта 2009 г.

Делегация ГПНТБ России в составе генерального директора Шрайберга Я.Л., заместителя генерального директора по науке и стратегическому развитию Маршака Б.И., директора ЦИТ Гончарова М.В., заведующего отделом Колосова К.А. и заведующей сектором Кашириной Н.А. была командирована в США с 15 по 25 марта 2009 г. для участия в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных мероприятиях «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США».

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) и Международный библиотечный информационный и аналитический центр (МБИАЦ) в одиннадцатый раз организуют эти профессиональные библиотечно-информационные мероприятия, в которых принимают участие специалисты и руководители организаций и ведомств науки, культуры и образования России и стран СНГ. Научным руководителем мероприятий является доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг. Общий список членов делегации приводится в Приложении 1.
Программа мероприятий состоит из трех тематических сессий ежегодного международного семинара “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”, специальных программ в крупнейших библиотеках, университетах и компаниях США, а также встреч и бесед с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля, руководителями библиотек и учебных заведений. В этом году программа поездки охватывала 4 города США: Нью-Йорк (штат Нью-Йорк), Вашингтон (округ Колумбия), Сан-Франциско (штат Калифорния), Маунтин-Вью (штат Калифорния) и включала в себя посещение следующих организаций: Нью-Йоркской публичной библиотеки, Колумбийского университета, Библиотеки Конгресса США, Офиса по авторскому праву, Американских советов по международному образованию, штаб-квартиры корпорации Google Inc. Общая программа мероприятий поездки приводится в Приложении 2.

1. Мероприятия программы в г. Нью-Йорк, 15 - 17 марта 2009 г.

1.1 Профессиональный ознакомительный тур по Нью-Йоркской публичной библиотеке

Для всей делегации на следующий день после прибытия, 16 марта был организован подробный профессиональный ознакомительный тур по Нью-йоркской публичной библиотеке. Делегацию сопровождал г-н Мэтью Шихи (Mr. Matthew Sheehy), заместитель   директора по справочному обслуживанию.

Нью-йоркская публичная библиотека - одна из ведущих публичных библиотек мира. Она объединяет несколько научных и сеть общих библиотек. Практически все услуги и документы, хранящиеся в Нью-йоркской публичной библиотеке, бесплатны и доступны всем читателям.

В настоящее время Нью-йоркская публичная библиотека представляет собой систему, состоящую из 89 библиотек, а именно: 4 научные библиотеки без абонемента, 4 научные библиотеки с услугой абонемента, библиотека для слепых и инвалидов и 77 публичных библиотек, находящихся в районах Манхэттен, Бронкс и Стэйтен-Айленд.

Особенность этой библиотеки заключается также в том, что исторически она сложилась как частная некоммерческая организация, предоставляющая доступ к книгам и получающая как частное, так и общественное финансирование. Такое частно-общественное партнерство, которому уже более ста лет, до сих пор развивается. Научные фонды, организованные как научные библиотеки (без абонемента) с четырьмя основными центрами, напоминают своей структурой хранилища крупных национальных и университетских библиотек, а публичные библиотеки с абонементом похожи на классические американские городские библиотеки.

14 декабря 2004 г. д-рПоль Леклерк (Dr. Paul LeClerc), президент Нью-йоркской публичной библиотеки, объявил, что библиотека вступила в партнерское соглашение с корпорацией Google Inc. по программе предоставления доступа к полным текстам части своих книг через интернет. Такое сотрудничество расширяет доступ к фондам библиотеки и соответствует ее миссии - предоставлять обществу свободный и неограниченный доступ к информации и источникам знания.

В 2004 г. Нью-йоркская публичная библиотека стала одной из немногих, принявших участие в этом инновационном цифровом проекте совместно с корпорацией Google Inc. Среди других участников проекта были библиотеки Мичиганского, Стенфордского, Гарвардского и Оксфордского университетов. С 2004 г. другие библиотеки также заключили партнерские соглашения и вступили в проект, среди них библиотеки Принстонского и Калифорнийского университетов, а также университета Корнелл.

Нью-йоркская публичная библиотека сотрудничает с Google, чтобы предоставить доступ к части своих фондов через Google Book Search в интернете. Объекты, подлежащие оцифровке по этому проекту, выбираются по следующим критериям: на них не должно распространяться авторское право (год издания до 1923 г.) и они должны быть в достаточно хорошем состоянии, чтобы их можно было отсканировать. Объекты сканируются целиком и будут доступны бесплатно.

Начиная с 10 сентября 2007 г. Нью-йоркская публичная библиотека предоставляет доступ к цифровым копиям своего фонда, отсканированным корпорацией Google, через каталог CATNYP. Вы можете задать поиск через каталог CATNYP, и если существует цифровая копия нужного вам документа, вы получите ссылку на эту копию, которая является частью Google Book Search. Прежде всего будет предоставлен доступ к отсканированным книгам; периодические издания и газеты, отсканированные Google, появятся в каталоге CATNYP через несколько месяцев. Целью Нью-йоркской публичной библиотеки является предоставление прямого доступа к копиям цифровых файлов, полученных от Google.

В ходе ознакомительного тура члены делегации посетили читальные залы библиотеки, где было подробно рассказано об организации доступа читателей к фондам библиотеки, отдел детских программ, а также отдел коллекций славянских и балтийских стран. Сотрудник этого отдела г-нХи-Кван Ю (Mr. Hee-Gwone Yoo) детально рассказал российской делегации о истории и работе отдела, в частности о критериях отбора редких книг для оцифровки. Была предоставлена подробная информация о выставках, проводимых библиотекой.

1.2 Организация и участие в первой сессии 11-ого Международного семинара

«Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад»

 

Программа сессии 1 приводится в Приложении 3.

Ниже представлена информация о докладчиках, названиях и аннотациях докладов, представленных в ходе программы сессии 1.

Сессия 1: «Отрытый доступ и библиотеки»

Спонсоры и организаторы:

Международный библиотечный, информационный и аналитический центр (МБИАЦ),
Институт Харримана,
Библиотеки Колумбийского университета,
Журнал The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian

Место проведения:Школа международных и общественных отношений,
Колумбийский университет

Kellogg Center, 15th Floor, 420 West 118th Street
Между Amsterdam Avenue и Morningside Drive, г. Нью-Йорк

Вторник, 17 марта 2009 года

Рабочий язык: английский

Ведущий:

Морис Фридман (Maurice J.Freedman), организатор конференции, издатель журнала The  U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, thehow I run my library good'SM; Президент Американской библиотечной ассоциации в 2002-2003 гг.

Приветствие:

Джеймс Г. Нил (James G. Neal), вице-президент по информационному обслуживанию и директор библиотек, Колумбийский университет

Приветствие от лица Федерального агентства по науке и инновациям РФ:

Андрущук С.В., заместитель начальника управления, Федеральное агентство по науке и инновациям РФ

1. Ключевой доклад: Открытый доступ в библиотечно-информационном пространстве России и СНГ

Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ

Более полная информация по докладу Я.Л. Шрайберга приводится в Приложении 4.

2. Для чего нужен проект Google Books?

Дэниэл Клэнси, технический директор проекта Google Book Search

В своем докладе Дэниэл Клэнси рассказал о планах корпорации Google по созданию крупной электронной базы данных, содержащей полные тексты книг из ведущих научных библиотек мира, а также об организации доступа к ним для читателей библиотек, являющихся и не являющихся участниками проекта.

3.  SPARC и электронные периодические издания - открытый и не совсем открытый доступ к периодической литературе, необходимой для проведения научных исследований

Хэзер Джозеф (Heather Joseph), исполнительный директор Коалиции научных издательств и академических ресурсов SPARC (Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition).

4.     Открытый доступ - это бесплатный доступ к электронным книгам. Созвездие проектов создания резервуара электронных публикаций

Мора Маркс (Maura Marx), исполнительный директор проекта Open Knowledge Commons.

Почему так важны такие инициативы по созданию открытого доступа к информации, как Open Knowledge Commons, Open Content Alliance, Интернет-архив, проект "Гутенберг" и др. (все крупные цифровые проекты с открытым доступом как альтернатива проекту Google Books Project, имеющему ограниченный доступ)?

Open Knowledge Commons - это новый проект, финансируемый фондом Альфреда П. Слоана с целью координации множества мировых проектов, посвященных созданию всемирной цифровой библиотеки. Основной причиной основания этого проекта была необходимость центральной объединенной организации для того, чтобы сделать возможным более широкое видение всемирной многоязычной открытой библиотеки. Мора Маркс рассмотрит проблемы, разделяющие платный доступ к базе данных Google Books Project и бесплатный доступа к информации, ставшего основой движения публичных библиотек в США.

2. Мероприятия программы в г. Вашингтон, 18 - 21 марта 2009 г.

2.1 Визит в Библиотеку Конгресса США

19 марта для делегации был организован ознакомительный тур по Библиотеке Конгресса США. Делегацию сопровождала г-жаЕлена Захирпур (Ms. Elena Zahirpour), сотрудник Библиотеки Конгресса США.

Библиотека Конгресса США библиотека содержит свыше 130 млн. единиц хранения (общая длина книжных полок- почти  850 км), в том числе:

более 30 млн. книг и других печатных материалов на 470 языках;

более миллиона выпусков газет со всего мира;

58 млн. рукописей;

свыше миллиона публикаций правительства США;

4,8 млн. карт;

12 млн. фотографий;

2,7 млн. звукозаписей;

500 тыс. микрофильмов.

Ежегодный прирост фондов - 1-3 млн. единиц хранения.

Библиотекой Конгресса руководит "The Librarian of Congress" (дословно "Библиотекарь Конгресса"). Директора Библиотеки Конгресса назначает президент Соединенных Штатов, утверждает Сенат. С 1987 г. этот пост занимает д-рДжеймс Биллингтон (Dr. James H. Billington).

Читателем Библиотеки Конгресса США может стать каждый человек старше 18 лет, при этом запись (достаточно предъявить любой документ, удостоверяющий личность) и услуги библиотеки бесплатны.

Библиотека Конгресса США размещена в трех зданиях, расположенных на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Первое из них, возведенное в 1892 г., носит имя Томаса Джефферсона (1743 - 1826), третьего президента США (1801 - 1809), автора проекта Декларации независимости. Второе здание, построенное в 1930-е гг., названо именем Джона Адамса (1735 - 1826), второго президента США (1797 - 1801), подписавшего в 1800 г. постановление о создании библиотеки как источника справочной информации для Конгресса США. Третье здание (1975) носит имя Джеймса Медисона (1751 - 1836), четвертого президента США (1809 - 1817), одного из авторов проекта Конституции США. Это здание (6 надземных и 3 подземных этажа) занимает целый квартал, примыкающий непосредственно к станции метро.

Все три здания Библиотеки Конгресса, а также служебные помещения сотрудников Конгресса и правительства - главных пользователей библиотеки - связаны подземными переходами.

Делегация посетила три выставки, проводимые на тот момент Библиотекой Конгресса США:

1. Выставка библиотеки Томаса Джефферсона (Thomas Jeffersons Library). Это более 6000 книг, бережно хранящихся в специальных застекленных стеллажах. Эти книги были приобретены в 1815 г. Конгрессом США у экс-президента Томаса Джефферсона за 23 950 долларов. На тот момент это собрание, состоящее из 6 487 томов на разных языках, было крупнейшей частной коллекцией книг в США. Около 2/3 книг из этой коллекции было утрачено во время пожара в 1851 г. Однако в настоящее время часть собрания восстановлена путем перевода подобных книг из других коллекций Библиотеки Конгресса, а также в результате частных пожертвований.

2. «Не желая зла никому». Выставка к 200-летию Авраама Линкольна (With Valice Toward None The Abraham Lincoln Bicentennial Exhibition) посвящена двухсотлетию Авраама Линкольна, показывает его как человека, на чьи мысли, слова и поступки оказали глубокое влияние личный опыт и важнейшие исторические события. На выставке представлены документы, книги, газеты, фотографии, артефакты, карты, которые отражают становление Линкольна как выдающегося государственного деятеля. С помощью интерактивных программ посетители могут проследить за знаменитой поездкой избранного президента из Спрингфилда, Иллинойс, в Вашингтон и за его похоронной процессией, направляющейся обратно в Спрингфилд. На выставке показаны такие основополагающие для истории США документы, как первая и вторая Инаугурационные речи Линкольна, Прокламация об эмансипации, Геттисбергское обращение Линкольна, которые позволяют лучше понять, насколько важны были принятые Линкольном решения и какова их роль в наше время.

3. Создание Соединенных Штатов (Creating the United States). Выставка посвящена созданию США как государства. Основные экспонаты - документы, явившиеся важными шагами на пути к становлению американской демократии - Декларация Независимости, Конституция и Билль о Правах. Книги, карты, газеты, письма, представленные на выставке, показывают, каким непростым было создание этих документов. Так, Декларация Независимости создавалась во время войны американских штатов с Великобританией за независимость; принятие Конституции было долгим процессом формирования единого государства вместо конфедерации отдельных штатов-государств; а Билль о Правах многие американцы считали ненужным дополнением к Конституции.

Члены делегации посетили одно из зданий Библиотеки Конгресса США - здание Томаса Джефферсона, где осмотрели читальные залы и холлы (в одном из них размещены редчайшие книги - гигантская Библия из Майнца и Библия Гутенберга), а также более детально познакомились с Европейским отделением Библиотеки Конгресса (European Division).  О деятельности  этого отделения рассказал г-н Гарольд Лайк (Mr Harold M. Leich), региональный специалист по Греции и России Европейского отделения Библиотеки Конгресса США. Он познакомил российских коллег с историей этого отделения библиотеки, и в частности рассказал о том, что в 1907 г. библиотека Конгресса приобрела за 40 000 долларов личную библиотеку красноярского купца и библиофила Г.В.Юдина,содержавшую 81 тыс. экземпляров книг и журналов, главным образом по русской истории. С тех пор это самое крупное за пределами России собрание книг на русском языке (ныне в библиотеке Конгресса насчитывается около трёхсот тысяч изданий).

Более подробная информация о Библиотеке Конгресса США представлена в Приложении 5.

2.2 Посещение Офиса США по авторскому праву

По окончании ознакомительного тура по Библиотеке Конгресса США делегация посетила Офис США по авторскому праву.

Информация о деятельности  Офиса США по авторскому праву представлена в Приложении 6.

2.3 Организация и участие во второй сессии 11-ого Международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад»

Программа сессии 2 приводится в Приложении 7.

Ниже представлена информация о докладчиках, названиях и аннотациях докладов, представленных в ходе программы сессии 2.

 

Сессия 2: Круглый стол «Проекты и перспективы международного сотрудничества в области библиотек, информации и образования»

Место проведения: Американские советы по международному
образованию (American Councils for International Education: ACTR/ACCELS)
1776 Massachusetts Avenue, N.W., Suite 100, Washington, DC

Пятница, 20 марта 2009 г.

Рабочие языки: русский, английский

 

Приветствия:
Дэн Дэвидсон (Dan Davidson), президент Американских советов по международному образованию

Лиса Чоут (Lisa Choute), Вице-президент Американских советов по международному образованию

Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ

Приветствие от лица Федерального агентства по науке и инновациям РФ:

Андрущук С.В., заместитель начальника управления, Федеральное агентство по науке и инновациям РФ

 Информационные сообщения:

Дэн Дэвидсон (Dan Davidson), президент Американских советов по международному образованию

Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ

Игорь Евсеев, региональный менеджер, департамент бизнеса и экономического развития штата Мериленд

  Дискуссия 

Все участники

 Подведение итогов

Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ

3. Мероприятия программы в г. Сан-Франциско, 21 - 24 марта 2009 г.

3.1 Организация и участие в третьей сессии 11-ого Международного семинара
«Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад»

 Программа сессии 3 приводится в Приложении 8.

Ниже представлена информация о докладчиках, названиях и аннотациях докладов, представленных в ходе программы сессии 3.

Сессия 3: «Мировые электронные ресурсы и информационные системы. Проекты Google BookSearch и Google Scholar»

Место проведения: Googleplex, штаб-квартира корпорации Google Inc.,
Mountain View, California

Понедельник, 23 марта 2009 г.

Рабочий язык: английский

1.  Обзор продуктов компании Google

2.   Google BookSearch

3.  Google Scholar

4. Актуальные особености технологии преобразования библиографических записей каталога ГПНТБ в формат MARCXML

Колосов К.А., заведующий отделом, ГПНТБ России

5.  Google Apps

6.  YouTube и Video

4.Общие выводы

В ходе участия делегации ГПНТБ России в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных  мероприятиях «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США», все участники этой поездки приобрели новые профессиональные связи, обменялись опытом с американскими коллегами, сравнили состояние и стратегии развития библиотечно-информационных технологий в наших странах.

Одним из главных результатов поездки можно считать успешные выступления с докладами генерального директора ГПНТБ России Шрайберга Я.Л. и заведующего отделом ЦИТ-1 Колосова К.А. в рамках сессий семинара.

Получен целый ряд информационных материалов, освещающих деятельность крупнейших библиотек, университетов, учреждений и компаний США. В ходе встреч, бесед, переговоров с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля были обсуждены возможности совместной организации круглых столов, семинаров на Конференции «Крым» и других мероприятиях, проводимых ГПНТБ России. Также были розданы информационные письма по международной конференции «Крым-2009», диски с материалами конференции «Крым-2008», брошюры и другие печатные и электронные издания, издаваемые ГПНТБ России. Проведены переговоры с руководителями Американских Советов по Международному Образованию (АСПРЯЛ) с целью обсуждения дальнейшего сотрудничества АСПРЯЛ с МБИАЦ и ГПНТБ России в области библиотечного образования.

                                                                                 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО И ПРИГЛАШЕНИЕ


                                                    

                                                             “АМЕРИКА 2009”

                                              БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО, ИНФОРМАЦИОННЫЕ
                                                  СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В США

                               Ежегодные международные профессиональные мероприятия

 

                                         Нью-Йорк - Вашингтон – Сан-Франциско

                                                          15-25 марта 2009 г.

 

 

Международный библиотечный, информационный и аналитический центр и ГПНТБ России в одиннадцатый раз организуют выезд группы руководителей, общественных деятелей и специалистов библиотечно-информационного, образовательного и смежного профиля в Соединённые Штаты Америки для участия в ежегодном международном семинаре “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”, посещения и ознакомления с работой крупнейших библиотек, университетов и компаний США, встреч и бесед с ведущими специалистами, руководителями библиотек и учебных заведений.

 

Предварительная программа* мероприятий:

15 марта,
воскресенье

Москва

Вылет из Москвы в Нью-Йорк.

16 марта,
понедельник

Нью-Йорк

Визит в Нью-Йоркскую городскую публичную библиотеку

17 марта,
вторник

Нью-Йорк

11-й Международный семинар “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”. Сессия 1. “Открытый доступ к информации и библиотеки”.

Место проведения: Колумбийский Университет.

18 марта,
среда

Нью-Йорк

Переезд в Вашингтон

19 марта,
четверг

Вашингтон

Визит в Библиотеку Конгресса США

20 марта,
пятница

Вашингтон

11-й Международный семинар “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”. Сессия 2 “Управление персоналом в организациях научного и библиотечно-информационного профиля ”.

Место проведения: Американские советы по международному образованию.

21 марта,
суббота

Вашингтон

Перелет в г. Сан-Франциско

22 марта,
воскресенье

Сан-Франциско

Знакомство с достопримечательностями Сан-Франциско и окрестностей

23 марта,
понедельник

Сан-Франциско

Визит в штаб-квартиру Google Inc. Работа по специальной программе

Место проведения: Маунтин-Вью, Силиконовая долина

24 марта,
вторник

Сан-Франциско

Вылет в Москву

25 марта,
среда

Москва

Возвращение в Москву

Участникам программы выдается международный сертификат.

*В программе возможны изменения

 

 

                                      Контактная информация:

 

                                             Телефоны: (495) 621-24-90, (495) 624-94-58,

                                                          Факс: (495) 621-98-62

                                                E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.