ОТЧЕТ

 

Об участии группы специалистов ГПНТБ России в ежегодных
профессиональных библиотечно-информационных  мероприятиях

"Библиотечное дело, информационные системы и образование в США",
проект «Российский библиобус в Америке-2»

9-23 октября 2011 г.

Группа специалистов  ГПНТБ России в составе генерального директора Шрайберга Я.Л. (руководитель делегации), заместителя генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию Линдеман Е.В., директора Центра развития и поддержки Интернет-технологий ГПНТБ России Гончарова М.В., главного специалиста, помощника генерального директора по международному сотрудничеству Волковой К.Ю. и старшего научного сотрудника Ермилиной И.В. была командирована в США для участия в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных  мероприятиях «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США», прошедших 9-23 октября 2011 г. в рамках Ежегодных профессиональных мероприятий Международного библиотечного информационного и аналитического центра (МБИАЦ) и плана загранкомандировок ГПНТБ России. Координатор мероприятий 2011 г. - Волкова К.Ю.

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) и Международный библиотечный информационный и аналитический центр (МБИАЦ) в тринадцатый раз организуют эту профессиональную библиотечно-информационную программу, в которой принимают участие специалисты и руководители организаций и ведомств науки, культуры и образования России и стран СНГ. Научным руководителем программы является доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг.
Общий список участников мероприятий приводится в Приложении 1.

Программа мероприятий в 2011 г. состояла из двух тематических сессий ежегодного международного семинара "Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад", специальных программ в крупнейших библиотеках, университетах и компаниях США, а также встреч и бесед с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля, руководителями библиотек и учебных заведений, представителями Посольства РФ в США и Российского культурного центра в Америке.
Проведение мероприятий в США каждый год в течение уже 13 лет, постоянные профессиональные контакты с американскими партнерами и высокая международная репутация, которую заработали ГПНТБ России и МБИАЦ, позволяют нам вырабатывать и проводить каждый раз новую программу, насыщенную самыми передовыми и инновационными идеями, тенденциями и технологиями.

Продолжая наш уникальный проект «Российский библиобус в Америке», в 2011 г. мы впервые пересекли американский континент с северо-востока на юго-запад, от Атлантического океана до Мексиканского залива, проехав по территории 12 штатов. Начав нашу профессиональную программу со знаменитого Колумбийского университета (который заканчивал нынешний президент США), мы закончили ее в Президентской библиотеке Линдона Джонсона. Мы посетили Библиотеку Конгресса США, университет Ситон-Холл, знаменитый своими коллекциями русского искусства музей Хилвуд, Американские советы по международному образованию, Публичную библиотеку Нового Орлеана, преодолевшую кризис, вызванный разрушительным ураганом Катрина, и другие знаменитые библиотеки и университеты; совместно с американскими партнерами провели очень интересные и актуальные семинары, конференции и круглые столы.

Общая программа мероприятий поездки приводится в Приложении 2.

С 9 по 11 октября группа специалистов ГПНТБ России работала в Нью-Йорке.

Ознакомительная программа в Нью-йоркской публичной библиотеке

Нью-Йоркская публичная библиотека - одна из ведущих публичных библиотек мира и одна из важнейших научных библиотек США, по статусу - некоммерческая частная организация, управляемая Попечительским советом, основана в 1895 г. (ее предшественницей можно считать созданную в 1848 г. на деньги семьи Асторов публичную библиотеку и библиотеку семьи Ленокс). В ее фондах более 65 млн. документов, в том числе 20 млн. книг и богатейшие коллекции музейной ценности. Сейчас это громадная система из 86 библиотек: 4 научных без абонемента, 4 научных библиотек с услугой абонемента, библиотеки для слепых и инвалидов и 77 публичных, находящихся в районах «Большого Нью-Йорка» (Манхэттен, Бронкс, Стэйтен-Айленд); книговыдача - порядка 13 млн экземпляров в год.

Многие годы, помимо традиционной, существует и онлайновая электронная библиотека (www.enypl.org), обслуживающая удаленных читателей электронными изданиями: книгами (e-books), графическими материалами, видео- и аудиозаписями. Срок выдачи электронных изданий составляет 14 или 21 день, а число экземпляров лимитировано в соответствии с лицензией производителя. Читателям не нужно беспокоиться о возврате электронных книг вовремя: файлы самоуничтожаются по истечении срока. В виртуальной Нью-Йоркской публичной библиотеке насчитывается более 21 000 электронных книг, 16 000 аудиокниг, тысячи видео и музыкальных произведений. В ее цифровой галерее можно найти около полумиллиона работ фотографов и художников. Электронная коллекция постоянно пополняется и пользуется очень большим спросом. Электронный каталог обладает развитыми возможностями поиска, в т.ч. определение местоположения искомого экземпляра, возможность резервирования, агрегированный поиск по электронным ресурсам и многочисленные фильтры.

Библиотека недавно отметила свое столетие, к которому была проведена реконструкция мраморного фасада ее главного здания в центре Манхэттена - одного из достопримечательностей Нью-Йорка. В библиотеке постоянно проводятся тематические выставки, позволяющие популяризовать среди широкой публики ценнейшие экспонаты коллекции. К сожалению, в ходе недавней реорганизации ряд отделов библиотеки, в т.ч. Славянский и Балтийский отдел, были объединены, и в результате их коллекции были слиты с общим фондом.

Конференция в Колумбийском университете

Специалисты ГПНТБ России принимали участие в организации и проведении Четвертой ежегодной международной конференции в Колумбийском университете, которая в этом году носила название «Публичная электронная библиотека Америки: представления и перспективы». Данная конференция одновременно являлась первой сессией 13-го Международного семинара «Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток - Запад». Подробная программа конференции приводится в Приложении 3.

Колумбийский университет (Columbia University), где проходила конференция - один из лучших университетов США, первый университет Нью-Йорка и один из восьми старейших американских университетов, входящих в престижную «Лигу плюща». «Лига плюща» - собирательное название восьми частных американских университетов, расположенных на северо-востоке США. Это Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Принстонский, Корнелльский и Пенсильванский университеты, университет Брауна и Дартмутский колледж. Семь из восьми университетов были основаны королевскими хартиями еще в британский колониальный период, до Американской революции, и название (происходящее от побегов плюща, обвивающих старые здания в этих университетах), подчеркивает их возраст. Название «Лига плюща» является символом высокого качества образования, строгого отбора студентов и некой социальной элитарности. Университеты «Лиги плюща» регулярно фигурируют в рейтингах лучших университетов мира. Все восемь университетов получают миллионные гранты на научные исследования.  

Одним из президентов Колумбийского университета был Николас Батлер (Nicholas Butler). Во время его руководства (1902‑1945) университет стал национальным центром инноваций в области образования и организации учебного процесса, причем большие успехи были достигнуты в преподавании как гуманитарных, так и естественных дисциплин. Именем Николаса Батлера названа одна из библиотек университета. После Второй мировой войны, в 1946 году, появилась Школа международных отношений (ныне School of International and Public Affairs), где и проходили мероприятия нашей конференции.

Основными организаторами Колумбийской конференции с американской стороны являются Морис Фридман (Maurice Freedman), издатель The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the ‘how I run my library good'SM; Президент Американской библиотечной ассоциации в 2002-2003 гг., и Джеймс Нил (James Neal), вице-президент Колумбийского университета по информационному обслуживанию и директор библиотек. Помимо этого, г-н Нил является членом нескольких советов директоров, в том числе OCLC, и казначеем Американской библиотечной ассоциации. Конференция состоялась во многом благодаря именно его усилиям, он оказал помощь в предоставлении конференц-зала и проведении переговоров с докладчиками, благодаря чему они нашли время для участия в нашем мероприятии в своем напряженном рабочем графике.

Это уже четвертая конференция в Колумбийском университете, ставшая традиционной и ежегодной. Первая конференция была посвящена взаимодействию Google и библиотек, вторая - вопросам открытого доступа, и мы услышали позицию организаций, активно продвигающих концепцию открытого доступа, третья - использованию социальных сетей и Web 2.0 в библиотеках. Идея четвертой конференции родилась из знаменательной статьи Роберта Дарнтона о национальной электронной библиотеке, опубликованной в New York Review of Books.

Г-н Джеймс Нил обратился с теплым приветствием ко всем участникам конференции, в особенности - к российской делегации. Он пояснил, что амбициозный проект создания национальной электронной библиотеки Америки возник не на пустом месте. Американские библиотеки уже десятки лет пытаются координировать свои усилия при формировании фондов. Эта координация осуществляется на уровне руководителей  - ректоров университетов и директоров библиотек, и касается электронных подписок и баз данных, которые покупают библиотеки университетов, прежде всего - расположенных на северо-востоке США. Процесс координации комплектования университетских и научных библиотек США идет очень давно, и в последнее время он привел к идее создания национальной публичной электронной библиотеки, и из области риторики библиотеки перешли к эффективным действиям. В этой координации усилий участвует и Колумбийский университет, а Джеймс Нил является членом координационного совета по созданию этой библиотеки.

Вторая современная тенденция в американских библиотеках - обеспечение открытого доступа. В последние годы очень настойчиво продвигается тема предоставления наиболее широкого и полного доступа к информации и знаниям, и появляются доступ, модели, учебные материалы не только для сотрудников и студентов конкретного университета, но в масштабах всей Америки и всего мира.

Третья широко обсуждаемая тема - это проблемы обеспечения сохранности коллекций и сохранения доступа к электронным ресурсам. Недавно в США было проведено исследование вопроса сохранности ресурсов в различных библиотеках, этому вопросу уделяется особое внимание и на национальном уровне, то есть в национальных профессиональных организациях. Огромное количество ресурсов сейчас находится в Интернете, на веб-страницах, и у библиотечного сообщества пока нет стратегии, как в будущем обеспечить сохранность, управление и доступ к этому ресурсу.

Четвертое изменение в мире электронных ресурсов касается культурного аспекта. Изменениям подвергается форма работы: появляются гибридные модели, все большее значение приобретает совместная работа, все сильнее проявляется тенденция к координации комплектования и всей деятельности библиотек.

Пятый аспект - правовой. Юридические вопросы деятельности библиотек как институтов, предоставляющих гражданам доступ к информации, выносятся на первые полосы американских газет, такое значение они приобретают в обществе.

Г-н Роберт Дарнтон (Robert Darnton), директор библиотек Гарвардского университета, сделал развернутый доклад, в котором обосновал и развил свое представление о публичной электронной библиотеке Америки. Отдавая должное реальностям экономической жизни, он предостерег против коммерциализации публичного сектора культуры.

Стоимость доступа к информации растет очень сильно, в то время как киберпространство расширяется, поэтому получается, что информация стоит всё больших денег и всё меньшее ее количество доступно широкой публике. Это не новость для библиотек, которые вынуждены были изыскивать средства в своих бюджетах на растущие гиперинфляционными темпами цены подписки в последние три десятилетия. Но это трудно понять ученым и исследователям, которые подвергают сомнению рациональность такой системы. Ученые проводят исследования, рецензируют работы коллег, являются членами редакционных коллегий журналов, и все это бесплатно, а после вынуждены покупать результаты своих исследований у издательств по безумным ценам. Конечно, покупают не сами - покупают библиотеки. Бюджет библиотек сокращается, а стоимость подписки растет, и поэтому научные библиотеки, которые ранее тратили половину своего бюджета на периодические издания, а половину - на монографии, сейчас расходуют от 60 до 70% своих средств на подписку на периодические издания, а некоторые вынуждены были вообще прекратить покупку монографий. Эта иррациональная практика наносит вред всему обществу.

По мнению г-на Дарнтона, мы подошли к критической точке, когда библиотеки не смогут больше оплачивать все возрастающую стоимость продления подписки, и, несмотря на давление со стороны научных работников своего университета, которые хотели бы иметь неограниченный доступ к научным публикациям, выбирают модель оплаты за просмотр отдельной статьи, так называемое pay per view. Но издатели мстят повышением цены и на эту услугу  - например, 42 доллара за просмотр одной статьи требует издательство Wiley and Blackwell. Некоторые научные библиотеки нашли в себе смелость отказаться от переговоров с издательствами о приобретении подписок по таким «грабительским» ценам. Альтернативой является выработка долгосрочной стратегии кардинального изменения экономической составляющей издательской индустрии и рассмотрения знаний как общественного блага. При этом оплата будет производиться на стадии создания знаний, а далее они будут доступны бесплатно.

Предложена одна из моделей нового подхода к распространению знаний. Университеты могут платить небольшие суммы издательствам за своих сотрудников, публикующим исследования в журналах открытого доступа. Этих поступлений должно хватить для издания журналов. Если достаточное количество примут эту модель открытого доступа, то библиотеки смогут вернуть контроль над своим бюджетом и приобретать качественные материалы, такие как монографии и электронные базы данных.

Возвращаясь к идее создания национальной цифровой библиотеки, г-н Дарнтон напомнил, что хотя разговоры о создании мегабиблиотеки ведутся с античных времен, реальные возможности появились только в последние десятилетия с созданием Интернета в 1974 г. и World Wide Web в 1991 г. Google показал, что можно использовать современную технологию для создания нового типа библиотеки, которая в принципе содержала бы все книги мира. Но Google BookSearch - это пример хорошей идеи, реализованной неправильным путем. Первоначально предполагалась, что будет проведена оцифровка книг, представленных бесплатно крупнейшими научными библиотеками, и обеспечены безграничные возможности поиска. Предполагалось, что полные тексты книг не будут предоставляться Google, и за ними надо будет обращаться в соответствующую библиотеку. Это стало бы доказательством всеобщей доступности оцифрованной литературы и примером реализации концепции добросовестного использования. Но Google пошел по пути коммерциализации. После 3,5 лет переговоров с Американской ассоциацией издателей и Гильдией авторов Google достиг соглашения, по которому первоначально задуманный поиск книг превратился в надстройку над базой данной книг. Google имел полные тексты книг и предлагал их за деньги, и даже библиотеки, которые изначально предоставили свои книги бесплатно, должны были покупать подписки за определенную годовую плату, определяемую Google, Американской ассоциацией издателей и Гильдией авторов. При этом Google должен был получить 37%, а авторы и издатели - 63% от этих средств. Таким образом, соглашение превратилось в договор о разделении прибыли. При установлении цены отсутствовала свободная конкуренция  и какой-либо контроль со стороны общественных органов, что могло привести к такому же неудержимому росту цен, как и цены на подписки периодические издания.  На том основании, что Гильдия авторов и Американская ассоциация издателей не представляют интересы всех авторов, в суде это соглашение было отвергнуто. Пока еще рано констатировать смерть проекта Google BookSearch, но способы, которыми его можно было бы оживить, не видны.

Проект создания Национальной цифровой библиотеки Америки зародился в 2010 году во время встречи представителей библиотек и руководителей фондов и специалистов по информационным технологиям. На этом собрании они обсудили возможность создания цифровой публичной библиотеки Америки - DPLA. Идея была проста - сформировать коалицию фондов, которые обеспечили бы финансирование проекта, и коалицию библиотек, которые бы предоставили содержание. Но сама задача чрезвычайно сложна.

Образован координационный совет, который должен выработать стратегию и обеспечить координацию многочисленных и очень разнородных сторон, участвующих в процессе создания DPLA. Был получен грант и создано 6 рабочих групп с целью изучения наиболее сложных вопросов. Предварительный вариант мастер-плана по созданию DPLA разрабатывается при поддержке Библиотеки Конгресса США, Национального архива и Национального фонда по гуманитарным исследованиям. Предварительный план DPLA должен был быть представлен общественности на встрече в Вашингтоне 21 октября 2011 года, т.е. буквально через несколько дней после конференции, в которой довелось участвовать делегации ГПНТБ России.

Г-н Дарнтон предложил собравшимся свои соображения относительно пяти важнейших характеристик DPLA: ее охвата и содержания, ее стоимости, юридических проблем, с которыми она столкнется, ее технической архитектуры и управления.

DPLA не будет единой унифицированной базой данной, но объединит коллекции  электронные научных библиотек, музеев и архивов, в т.ч. Hathi Trust и Internet Archive. DPLA должна предоставить возможность унифицированного поиска по всем разнообразным источникам и типам данных (текст, видео, аудио и др.). На первой стадии DPLA будет состоять из книг, находящихся в общественном достоянии. Hathi Trust является депозитарием, целью которого является сохранность всех копий, полученных по проекту GoogleBooks. Internet Archive также может предоставить миллионы документов. Научные библиотеки могут предоставить свои оцифрованные специальные коллекции. Большинство из 50 американских штатов оцифровали все архивы местных газет. Их коллекции были агрегированы  Библиотекой Конгресса США, они уже доступны и могут стать важной составной частью DPLA. DPLA должна быть спроектирована таким образом, чтобы ее ресурсы четко отличались от ресурсов публичных библиотек. DPLA должна оставить за местными библиотеками обслуживание населения местными газетами,  бестселлерами, видео и т.д., предоставляя основной материал, составляющий культурное наследие.

Г-н Дарнтон коснулся юридических проблем, с которыми неизбежно столкнется DPLA. К сожалению, американские законы об авторском праве запрещают использование работ, опубликованных после 1923 г., и поэтому большинство созданных в 20 веке произведений останутся за рамками DPLA, если только не будет найден законный способ их использования. И даже если допустить, что можно перенести барьер, связанный с авторским правом, то возникает вопрос, где он должен быть установлен? Г-н Дарнтон предложил установить верхнюю временную границу DPLA последними 5-10 годами. Эта граница должна переноситься с течением времен, так что содержание DPLA не будет наносить ущерба текущему книжному рынку.

Рассматривая вопрос затрат на создание DPLA, г-н Дарнтон напомнил, что национальная цифровая библиотека будет представлять собой распределенную систему коллекций, предоставленных десятком научных библиотек. Когда DPLA заработает в 2013 году, она будет состоять из работ, находящихся в общественном достоянии, а также общественных коллекций , разрешение на оцифровку которых получено этими библиотеками. Далее DPLA будет пополняться по мере поступления финансирования. Основные средства на первом этапе будут затрачены на создание технической инфраструктуры и администрирования. Архитектура DPLA будет интероперабельной с библиотеками других стран. Уже достигнуты соглашения о координации с Европеаной. На поддержку Европеаны тратится 5 млн. евро в год, и  при этом не ведется никаких работ по оцифровке коллекции, в том числе ради обеспечения сохранности. Поэтому американские специалисты предполагают, что аналогичная сумма в долларах потребуется на минимальную поддержку DPLA. Если в рамках DPLA будет осуществлять крупный проект по оцифровке, потребуются дополнительные расходы. Однако со временем затраты на сканирование и сопутствующие работы снижаются, а технология улучшается, и вполне можно представить себе скорость оцифровки в 1млн книг в год при бюджете от  $75 млн до $100 млн в год.  Если ведущие фонды внесут по $ 100 млн., то за десятилетие будет создана цифровая публичная библиотека внушительного объема. спешить не следует, решения должны быть приняты взвешенные и верные, поскольку DPLA создается на многие десятки лет. Библиотека спокойно может расти и при бюджете 10 млн. $ в год.

Создание DPLA, по словам г-на Дарнтона, вызвало огромный интерес, и было подано 60 заявок от компаний на ее техническую реализацию. Из них на первом этапе было отобрано 40, а на втором этапе тщательного рассмотрения выбрано 6. Эти 6 компаний разработали пилотные проекты, которые будут представлены общественности на заседании в Вашингтоне 21 октября 2011 г. Техническая комиссия DPLA отберет лучшие черты этих пилотных проектов и объединит их в финальной версии проекта DPLA, которая должна быть закончена к апрелю 2012 г. Далее планом определено 6 месяцев на обработку, и DPLA должна быть построена.

Разработкой проекта DPLA управляет секретариат - группа энтузиастов, по большей своей части - специалисты Гарвардского университета во главе с директором его юридической библиотеки, однако после запуска, планирующегося на апрель 2013 г., должна быть создана штаб-квартира DPLA. В управляющий комитет войдут представители университетов, колледжей, публичных и детских библиотек, независимые исследователи и любители книг из всех областей жизни. Будет создан совет директоров, представляющий все заинтересованные стороны, и назначен директор, возглавляющий команду профессионалов. Впоследствии DPLA может превратиться в неправительственную организацию. Она может напоминать собой Национальную Академию наук или BBC, но не будет повторять ни одну из созданных организаций потому, что никогда не было создано ничего подобного.

Г-н Том Аллен, президент и главный исполнительный директор Ассоциации американских издателей, сделал доклад на тему «Национальная публичная электронная библиотека, мировое соглашение по Google BookSearch и американские издательства». Настоящая конференция - поистине историческая, это первый случай, когда к вопросу создания цифровой библиотеки привлекаются издатели. Доклад г-на Аллена содержал больше вопросов, чем утверждений и решений, но он выразил надежду, что его опыт в отрасли окажется полезным при создании DPLA.

Г-н Аллен рассказал об Ассоциации американских издателей (AAP), созданной для защиты интересов всех издательств США, и ее целях: это  защита авторских прав,  финансирование образования и обеспечение свободы слова.

Деятельность AAP разделена на четыре сектора: потребительский книготорговый сектор, школьные учебники, литература для высшего образования, специальная и научная литература. Чем AAP не занимается, так это коммерческой стороной вопроса -  AAP не формирует коммерческую политику издательств. Несмотря на то, что сказал Роберт Дарнтон, существуют тесные отношения между издательствами и научными или публичными библиотеками, иногда даже симбиоз. Г-н Аллен понимает озабоченность научных библиотек высокой ценой академических журналов, но подчеркивает, что это главное, а может быть, даже единственная область, которая вызывает такие разногласия.

Г-н Аллен привел примеры сотрудничества научных издательств и университетских библиотек (создание учебных сред, консультативные группы в университетах), которые  тали возможным только благодаря многомиллионным инвестициям издательств. Г-н Аллен предложил представить современный мир как креативную экосистему. Со стороны потребителей контента есть законное желание приобретать контент по возможно более низкой цене. Но есть и другая сторона - производителей контента: книг, фотографий, аудиоматериалов и т.д. Они должны получать достаточное вознаграждение, чтобы быть заинтересованными в своей работе. Издатели уважают концепцию добросовестного использования, но следует понять, что повсеместное ее применение приведет к полному исчезновению научных издательств. Надо взвешенно подходить к выработке политики взаимоотношений между научными издательствами и библиотеками, чтобы сохранить баланс в этой экосистеме между теми, кто создает, и теми, кто потребляет.

Свое представление о DPLA г-н Аллен представил в виде вопросов:

1. Какой материал должен войти в DPLA? Помимо общего определения, что DPLA должна представлять культурное и научное наследие, есть более конкретные детали. Должна ли она содержать только документы, находящиеся в общественном достоянии? Должны ли быть представлены книги только на английском или и на других языках? Если речь идет о книгах, находящихся в общественном достоянии, то большая часть из них уже оцифрована или представлена в других ресурсах.

2. Сколько действительно книг относится к сиротским произведениям? Оценки варьируются от нескольких сотен тысяч до 5 млн.

3. Кому понадобится доступ к этой коллекции? Если речь идет о  произведениях, находящихся в общественном достоянии, то большая часть из них уже оцифрована по проектам Google и Amazon. Если же речь идет об использовании коллекции DPLA для специальных исследований, то нужно четко понять, для каких. Должна быть создана работающая бизнес-модель, определен бюджет и его распределение.

Г-н Аллен не согласился с мнением г-на Дарнтона о том, что лицензии Google на книги для библиотек будут очень дороги и сравняются с ценой на подписку на научные журналы. Дело в том, что научные исследования требуют огромных финансовых вложений, в то время как книги, вышедшие из печати уже давно, не представляют такой же ценности, и лицензии на них будут недороги.

Отстаивая интересы издателей, г-н Аллен коснулся вопроса книг, вышедших из печати (out of print books). Только что опубликованная книга остается востребованной ограниченное время, после чего количество продаж резко падает. Включение этих книг в Google BookSearch или Amazon позволяет значительно повысить продажи. Публикация книг по запросу делает для авторов еще больше. Сама концепция книг, вышедших из печати, устаревает. Цифровая среда останется если не навеки, то на долгое время, и при наличии программного обеспечения можно будет печатать книги сколь угодно долго.

Отстаивая интересы авторов, г-н Аллен затронул будущее DPLA. Неизбежно встанет вопрос о включении в DPLA сиротских произведений, если соответствующий закон будет принят Конгрессом. Рано или поздно встанет вопрос о включении в DPLA книг, защищенных авторским правом. И тут Ассоциация американских издателей выступит защитником авторских прав. Ассоциация считает, что нельзя отобрать права на произведение у автора только на том основании, что оно представляет ценность для общего блага.

Памела Самюэльсон, почетный профессор права и информационного менеджмента им. Ричарда Шермана, университет Калифорнии в Беркли, далее представила свой доклад «Стратегии преодоления связанных с авторским правом преград при создании электронной библиотеки». Г-жа Самюэльсон сосредоточила свой доклад исключительно на юридических вопросах: препятствиях к созданию DPLA и способах их преодоления. Хотя она является одним из самых сильных критиков соглашения по проекту Google BookSearch, всё же считает, что, цели, которые ставились при осуществлении этого проекта, являются правильными. Однако достигать их надо иными способами. Г-жа Самюэльсон представила дорожную карту и юридическую схему создания DPLA.

Г-жа Самюэльсон согласна с Робертом Дарнтоном, что начинать следует с книг, находящихся в общественном достоянии, поскольку это самый простой материал с юридической точки зрения и к тому же материал, представляющий большую ценность.  Проект «Гутенберг» предоставляет доступ к текстам книг, находящихся в общественном достоянии. Google Books и Internet Archive позволяют не просто просматривать, но и скачивать эти книги, таким образом, DPLA будет не единственным источником таких книг. Однако это хороший старт для цифровой публичной библиотеки, т.к. их количество достигает 2-3 млн. Далее г-жа Самюэльсон остановилась на легальных способах включения сиротских произведений в DPLA. В настоящее время известны четыре подхода к обработке сиротских произведений: подход Google (самый эффективный, но всегда приемлемый для общества); подход Мичиганского университета (добросовестное использование), который позволяет просматривать сиротские произведения, но не скачивать; лицензии на использование (Канада); расширенные коллективные лицензии (Европа).

Г-жа Самюэльсон предложила несколько моделей, по которым можно было бы провести оцифровку произведений для включения в DPLA. Лучше начинать оцифровку работ, которые вызовут наименьшее количество проблем в суде, и которые имеют наименьшую коммерческую ценность. Возможно, авторы научных изданий и работ согласятся передать  в DPLA часть своих работ, по крайней мере, вышедшие из печати достаточно давно. Это не метод массовой оцифровки, но некоторое количество произведений можно использовать, не нарушая авторских прав. Десять лет назад авторы вообще боялись переводить свои произведения в электронный формат. Но посмотрите, что происходит сейчас, какое огромное количество книг находится в электронной форме и продается, например, через Amazon. Неплохой идеей является создание фонда, который предлагал бы авторам небольшое вознаграждение за разрешение использовать произведение. Путь к массовой оцифровке в Америке могут открыть и следующие события: Google выиграет суд и начнет применяться концепция коллективного управления правами. В заключение доклада был сделан вывод: юридические возможности создании национальной публичной цифровой библиотеки Америки существуют.

Генеральный директор ГПНТБ России и президент МБИАЦ Я.Л. Шрайберг «Электронные библиотеки России и их доступность для общества».

Российские библиотеки начали производить электронные коллекции более десяти лет назад, на рубеже 2004 и 2005 гг. Большое количество электронных библиотек содержат оцифрованные копии старых печатных материалов, но благодаря текущим проектам они пополняются новыми документами, появившимся сразу в цифровом формате. В настоящее время в Интернете можно найти около сотни коллекций различного размера, произведенных российскими библиотеками. Анализ показывает, что полнотекстовые коллекции, базирующиеся на собственных фондах, генерируются библиотеками всех типов, хотя и в разных масштабах. Их отличительная черта - юридическая чистота. Не так хорошо с юридической точки зрения обстоят дела у электронных коллекций, созданных в порядке частной инициативы любителями-индивидуалами или сообществами.

Я.Л. Шрайберг сделал обзор наиболее значительных электронных библиотек Российской Федерации, в основном принадлежащих национальным библиотекам, подробно остановился на Национальной электронной библиотеке и ее участниках (РГБ, ГПНТБ России, РНБ) и Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, изначально создававшейся как цифровая библиотека. 

При подготовке доклада был сделан анализ и обзор крупных интернет-коллекций, позиционирующих себя как электронные библиотеки - всего около 500.

Я.Л. Шрайберг подчеркнул, что российские библиотеки шаг за шагом набираются опыта, совершенствуя технологический цикл и тщательнее подходя к выбору первоисточников. Фрагментарные коллекции из случайных источников замещаются фундаментальными. Разумно предположить, что электронные цифровые коллекции в течение последующих 2-3 лет приобретут значительный размер и станут существенной составной частью российской Сети, предназначенной для самых требовательных читателей. 

Мероприятия программы в университете Ситон Холл
Саус-Оранж, штат Нью-Джерси

12 октября группа посетила университет Ситон Холл, связанный с ГПНТБ России долгосрочным двусторонним проектом «Русская библиотека в Америке».

Группу приветствовали декан библиотек университета Ситон Холл г-жа Крисанти Греко (Chrysanthy Grieco), заведующий кафедрой истории профессор Натаниэл Найт(Nathaniel Knight) и руководитель отдела славянских фондов библиотеки доцент Марта Дейруп(Marta Deyrup). В своем выступлении г-жа Греко поблагодарила Я.Л. Шрайберга и его коллег за неоценимый вклад в пополнение и развитие русской коллекции книг в университете Ситон Холл, а также выразила надежду на продолжение сотрудничества с ГПНТБ России и МБИАЦ.

«Русская библиотека в Америке» - уникальная для США библиотека, созданная по инициативе и средствами МБИАЦ при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Издания, включенные в фонд «Русской библиотеки» представляют неоспоримый интерес не только для русской диаспоры в США, но и для американской публики, интересующейся проблемами российских регионов. Работа над созданием библиотеки началась в 1999 г.

Основу библиотечного фонда составляют публикации, характеризующие современный облик российских регионов, кардинально отличающие «Русскую библиотеку в Америке» от большинства американских библиотек, имеющих русскоязычные коллекции. Эта библиотека представляет собой собрание российских региональных изданий  по вопросам законодательства, историко-культурного наследия, краеведения, этнографии, религии и другим аспектам, которые могут дать полное и всеобъемлющее представление о российских регионах. По сути «Русская библиотека в Америке» явилась первой подобной библиотекой за рубежом. Функционирование «Русской библиотеки в Америке» планировалась как  работа самостоятельной библиотеки или самостоятельного подразделения  внутри существующей библиотеки или информационного центра. Начался поиск организации, которая смогла бы сохранить «Русскую библиотеку в Америке» отдельной коллекцией. В 2005 г. библиотека Уолша университета Ситон Холл, г. Саус-Оранж, Нью-Джерси проявила заинтересованность. Библиотека Уолша уже имела итальянскую и французскую коллекции и давно хотела открыть у себя русскую библиотеку, так как в университете развиты и популярны «русские программы» для студентов, а в г. Саус-Оранж - большая русскоговорящая диаспора, которая также может пользоваться Русской библиотекой в университете Ситон-Холл.

Официальное открытие «Русской библиотеки в Америке» состоялось в библиотеке Уолша университета Ситон Холл в марте 2007 г. во время проведения традиционного семинара. В библиотеку Уолша переданы более 1100 экземпляров книг и компакт-дисков, которые составили основу Русской библиотеки в университете Ситон Холл. Международный библиотечный информационный и аналитический Центр (МБИАЦ) продолжает пополнять фонды специализированной библиотеки российских региональных изданий в США (на базе библиотеки университета Ситон Холл). Во время последнего посещения в фонд библиотеки было передано более 20 наименований книг. По окончании встречи с руководством библиотеки заведующий кафедрой истории г-н Найт познакомил участников российской делегации с фондами библиотеки и коллекцией  «Русской библиотеки».

 

Посещение музея Хилвуд,Вашингтон, округ Колумбия

Музей Хилвуд (Hillwood Museum) - один из главных центров российской исторической и культурной традиции за рубежом. Основанный коллекционером и богатой наследницей Марджори Пост, поместье, музей и сад Хилвуд представляют собой одну из лучших художественных коллекций в США. В музее представлено наиболее полное собрание искусства российской империи за пределами России и всемирно известная коллекция французского декоративного искусства и мебели 18-го века. В фондах музея находятся такие известные художественные объекты, как русский императорский и севрский фарфор, русские иконы и церковная утварь, гобелены из Бове, художественные полотна, ордена и ювелирные изделия, в т.ч. яйца Фаберже. Возможно, наибольшую историческую ценность составляют реликвии российской императорской семьи и военные реликвии. В состав комплекса музея входит научная библиотека и образовательный центр, в котором кураторы музея знакомят американскую публику с российской историей и культурой. Директор библиотеки г-жа Кристен Реджина пригласила российских библиотекарей к сотрудничеству и обмену опытом, в т.ч. в ходе конференции ежегодных мероприятий ГПНТБ России в США.

 

Семинар и круглый стол
«Библиотека и авторы: взгляд из России и США в 21 веке»
Вашингтон, округ Колумбия

Сессия 2 семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад» прошла 13 октября 2011 г. на базе и при организационном участии Американских советов по международному образованию. С приветствием выступили Лиса Чоут (Lisa Choate), вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США, и Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России, президент МБИАЦ, Москва, Россия. Специалисты ГПНТБ России принимали самое непосредственное участие в подготовке и проведении данной сессии.

Член делегации российских библиотекарей Белгородская Л.В., доктор исторических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук Института фундаментальной подготовки автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет", Красноярск, сделала доклад на тему «Образ России на страницах американских справочно-энциклопедических изданий». Людмила Вениаминовна Белгородская - специалист по истории книги и межкультурным коммуникациям. Главный предмет ее исследований - образ России на страницах американских и британских справочно-энциклопедических изданий. В российских библиотеках отсутствуют прекрасные работы американских специалистов по истории нашей страны. Почему это произошло, какова судьба этих работ - центр ее научных интересов и предмет представленного доклада. Доклад вызвал большой интерес и множество вопросов у российской группы и у американской аудитории. Полный текст доклада будет опубликован на сайте МБИАЦ. Организаторы семинара обратились к г-же Белгородской с предложением представить новые результаты своих научных исследований на следующем семинаре «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад», запланированном на октябрь 2012 г.

Во второй части семинара прошел круглый стол «Писатель и библиотека: взгляд в цифровое будущее». Его ведущими были известные российские писатели Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), писатель, сценарист, доцент Литературного института им. Горького, и Владимир Сотников, писатель и сценарист. В условиях переизбытка информации - а именно в таких условиях мы все сейчас оказались, - все более и более актуальными становятся принципы ее отбора. Им посвятила свое выступление г-жа Сотникова. Ориентироваться ли человеку в своем отборе только на пользу - житейскую в первую очередь? Или должны быть другие критерии? Это в полной мере относится и к специфической литературной, книжной информации. Должно появиться какое-то «сито», позволяющее «фильтровать» море книг, обрушивающееся на читателя. Возможно, роль такого «сита» сыграет эмоциональная составляющая искусства, и литературы в частности. Целью литературы с новой очевидностью становится расширение пределов человеческой души, эмоционального охвата действительности. Соответственно, возрастает и значение индивидуального совета, который может дать в книжном мире библиотекарь, и таким образом - эмоционального сотрудничества писателя и библиотекаря.

Владимир Сотников обосновал тезис, что в цифровую эпоху информационная функция литературы отходит на второй план, если не утрачивается совсем: в Интернете можно получить информацию быстрее, и она будет более актуальной, чем информация, полученная из книг. Это настораживает и пугает немалое количество как библиотекарей, так и писателей. Однако ситуация эта открывает новые возможности для развития литературы. Чем она станет для человечества, когда перестанут быть главными многие ее привычные функции - информационная, в частности? В этом есть та неизвестность, которая всегда является плодотворной для писателя.

В дискуссии приняла участие практически вся аудитория. На семинаре присутствовали представители Посольства РФ в Вашингтоне, Российского культурного центра, организаций, работающих в области российско-американского сотрудничества, таких как Американские советы по международному образованию, центр «Русский мир», средства массовой информации, представители русскоязычной диаспоры района Большого Вашингтона и Балтимора. Их участие и переговоры, проведенные после окончания семинара и на следующий день, позволили наметить пути дальнейшего сотрудничества, в частности, в области усиления интереса американской стороны к библиотечной деятельности в России. Контактные данные специалистов, с которыми прошли переговоры, приведены в Приложении 5.

Мероприятия программы в Библиотеке Конгресса США
Вашингтон, округ Колумбия

14 октября группа посетила Библиотеку Конгресса США, где для нас была подготовлена специальная программа (см. Приложение 4). Мероприятия в Библиотеке Конгресса - давняя традиция американских семинаров, но программа каждый раз готовится новая. В этот раз сотрудники Европейского отдела Анджела Кэннон (Angela Cannon) и Отдела редких книг и рукописей Эрик Фрейзер (Erik Frazier) рассказали о коллекции книг, нот и художественных альбомов, принадлежащих семье последнего российского императора, хранящейся в Библиотеке Конгресса, ее истории и об исследованиях, связанных с ней. Группа смогла лично познакомиться с редчайшими экземплярами. Главный специалист по русским фондам Библиотеки Конгресса США г-н Харри Лайк (Harry Leich) передал представителям ГПНТБ России копии своих работ, посвященных исследованию коллекции.

С кратким обзором состояния дел со Всемирной цифровой библиотекой выступил директор программы Джон ван Оуденарен(John van Oudenaren). Цель Всемирной цифровой библиотеки - сделать доступными через Интернет, бесплатно и в многоязычном интерфейсе, важнейшие оцифрованные первоисточники, представляющие страны и культуры мира. Когда Библиотека будет завершена, она станет беспрецедентным образовательным ресурсом. Идея ее создания была предложена директором Библиотеки Конгресса Джеймсом Биллингтоном. Библиотека Конгресса участвовала в нескольких двусторонних проектах со странами мира, в том числе с Россией, в ходе которых было оцифровано большое количество материалов культурно-исторического значения, и было естественным продолжить эту работу в сотрудничестве с 32 крупнейшими культурными организациями, такими как Юнеско, Британская библиотека, Библиотека Александрина, фонд Катара, Национальная библиотека и архив Ирака.

В заключение программы состоялся ознакомительный тур по главному зданию Библиотеки Конгресса США. Библиотека размещена в трех зданиях, расположенных на расстоянии несколько сотен метров. Первое носит имя президента Томаса Джефферсона (1892 г). Здесь можно познакомиться с подлинными сокровищами, такими как "Библия" Гутенберга. Главный читальный зал рассчитан на 236 читательских мест; компьютерный каталожный центр - 58 терминалов с принтерами. В библиотеке, сменяя друг друга, проходят выставки наиболее интересных экспонатов. В фондах - около 140 млн. единиц хранения на 470 живых и мертвых языках, в том числе более 30 млн. книг, 61 млн. рукописей, 5 млн. карт и атласов. Библиотеке Конгресса хранит кинофильмы, радио и телевизионные передачи в записях. Одна только историческая коллекция «Память Америки» содержит более 13 млн. цифровых файлов. Постоянный штат Библиотеки Конгресса - 3700 человек.

 

Мероприятия программы в Публичнойбиблиотеке НовогоОрлеана
НовыйОрлеан, штат Луизиана

Публичнаябиблиотека НовогоОрлеана начала свою историю с 1896 г. как «Бесплатная и публичная библиотека Фиска». Абиджа Фиск был торговцем, который за 50 лет до этого оставил свой дом городу для использования в качестве библиотеки. Она создавалась благодаря дарам и завещаниям других жителей, а в 1896 г. была объединена с новой муниципальной  библиотекой. На рубеже 19-го и 20-го веков дар в $50,000 бизнесмена Саймона Херншейма позволил значительно расширить фонды, а в 1902 г. город получил $250,000 от Эндрю Карнеги на построение нового здания библиотеки и ее отделений.

Публичная библиотека Нового Орлеана сильно пострадала от стихийного бедствия - урагана Катрина в августе 2005 г. В связи с большими разрушениями в городе и нарушением деятельности местных служб библиотека была вынуждена уволить 90 процентов своих сотрудников. Все отделения были закрыты на 2 месяца. Когда оставшиеся 19 сотрудников смогли снова приехать в город, они предприняли усилия по оценке ущерба и спасению того, что уцелело. К восстановлению фондов подключилась Американская библиотечная ассоциация, развернувшая национальную компанию спасения библиотеки Нового Орлеана. Первой из всех профессиональных организаций США она провела в Новом Орлеане свою ежегодную конференцию, что принесло работу и заработок местным жителям. Помимо этого, приехало огромное количество волонтеров, и всю неделю, пока продолжалась конференция, они работали, помогая восстанавливать самое пострадавшее отделение библиотеки. Они делали все, что угодно: были специалисты, которые проектировали здание библиотеки, были специалисты по комплектованию фондов, но были и люди, готовые выносить мусор, красить стены и выполнять любую подобную работу. Это был действительно большой вклад всей страны, и в Новоорлеанской библиотеке с благодарностью вспоминают помощь.

На каждого посетителя библиотеки заводится электронный читательский билет - идентификатор, по которой он получает доступ ко всему спектру услуг библиотеки. После урагана и разрушений, вызванных им по всему штату, в Луизиане образовалось большое количество бездомных и безработных жителей. Библиотека как публичный институт никому не отказывает в обслуживании: для такой категории населения выпускаются временные читательские билеты, не дающие доступ к фондам, но предоставляющие возможность бесплатного использования библиотечных компьютеров для своих нужд - в том числе для переписки и поисков работы в Интернете.

На первом этаже библиотеки находится литература для взрослых, которая выдается на дом. Все издания находятся на полках, расположенных по кругу вдоль стен помещения. Самые популярные книги находятся прямо напротив входа в зал, что вполне логично. В задней части зала находится нехудожественная литература. Художественная литература расположена на полках по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Здесь же находятся справочные издания, необходимые для работы на первом этаже. В зале есть несколько кафедр, на которых работают специалисты библиотеки. Кафедра «Бизнес и наука» используется в том числе как консультационный пункт по работе с компьютерами, которые пользуются большим спросом у посетителей. До урагана Катрина здесь работало 16 специалистов, а сейчас осталось только 7, поскольку люди эвакуировались из города, да и бюджет резко сократился и до сих пор никак не достигнет прежнего уровня. В этом же зале находится литература на иностранных языках (не на английском). Она довольно небольшая - дело в том, что после реорганизации библиотеки большинство изданий были отправлены в хранилище, а на полках хранятся только самые последние, свежие издания. Многие люди, приходящие в библиотеку, радуются, увидев здесь книги на своих родных языках.

В фондах библиотеки хранится немало экспонатов и книг, преподнесенных в дар, что считается уважаемой доброй традицией в США. От имени ГПНТБ России библиотеке были преподнесены книги классиков русской литературы, которыми сможет воспользоваться русскоязычная диаспора Нового Орлеана и всего штата Луизиана.

На втором этаже библиотеки размещена литература для юношества. Здесь находятся общенациональные периодические издания,  газеты и журналы. Местная пресса, опубликованная в штате Луизиана и в Новом Орлеане, хранится в отдельном зале. Имеются компьютеры, используемые для выхода в Интернет. В библиотеке есть большая коллекция аудиовизуальных материалов: это музыкальные CD, видео-CD, диски и кассеты с аудиокнигами, даже диски с компьютерными играми и видеоигры (это единственная библиотека системы, которая комплектует видеоигры). Есть компьютеры, которые предоставляются детям и подросткам, но с ограничением - не более двух часов в день. Сотрудники библиотеки помогают школьникам в выполнении домашних заданий, а также посещают школы, рассказывают детям о библиотеке и помогают школьным библиотекарям осваивать специализированные базы данных, предназначенные для молодежи, к которым имеет доступ публичная библиотека Нового Орлеана. Каждую субботу в подростковой зоне проводятся специальные мероприятия, не связанные с библиотекой, например, день видеоигр, день кинофильмов и т.д. Какие-то мероприятия готовятся силами работников библиотеки и ребят, а какие-то специалистами со стороны, вплоть до инструкторов по боевым единоборствам или этнических музыкальных групп.

В отделе детской литературы находятся книги для детей в возрасте до 12 лет - младших школьников. Существует прекрасно оформленный уголок для чтения. Есть раздел детских книг на иностранных языках, и они в последнее время пользуются очень большой популярностью. В отделе стоит замечательная скульптура, собранная из конструктора LEGO, подаренная библиотеке самой компанией LEGO после урагана Катрина. Она представляет город будущего, все части и здания которого воспроизводят детские рисунки.

Отдельный этаж занимает отдел афроамериканской культуры, он содержит, в основном, справочную литературу, и издания на дом не выдаются. Как ясно из названия, литература в отделе отражает историю и культуру афроамериканцев от эпохи рабства до настоящего момента, книги либо написаны афроамериканцами, либо рассказывают о них.  При расстановке справочной литературы используется десятичная система Дьюи, а художественная литература располагается по авторскому указателю в алфавитном порядке. Имеется есть коллекция газет и журналов, микрофильмов и компьютеры, предоставляемые для использования читателям. В течение года в центре афроамериканской культуры проводится серия мероприятий, начиная с празднования дня рождения Мартина Лютера Кинга. В основном мероприятия ориентированы на афроамериканцев, но они абсолютно открыты и присоединиться может любой желающий.

Последний этаж посвящен истории города и штата. Здесь находится архив Нового Орлеана и архив городского правительства, хранятся документы, начиная с 1769 года, когда правительство города было еще испанским, и до настоящего времени. Здесь также хранятся два исторических архива - гражданского суда (с 1835 г.) и уголовного суда Нового Орлеана (с 1830 г.). В последнее время большой интерес вызывает генеалогия, поэтому жители штата часто обращаются к архивным материалам - люди пытаются найти в городских архивах записи о своих предках. Часто приезжают и из других штатов - писатели, студенты и докторанты, ведущие исследования в конкретных областях истории Нового Орлеана. В зале часто проводятся выставки работ местных художников и фотографов, которые многие годы жили и работали в городе и отражали в своих произведениях его историю. Всего в коллекции имеется несколько сотен тысяч фотографий. В отделе хранится большое количество исторических карт и схем, отражающих все этапы строительства города, и можно найти строительные чертежи и коммуникационные схемы практически любого здания в разные годы и отследить историю его перестройки.

Был задан вопрос в отношении изготовления копий для читателей. Как в большинстве американских библиотек, сканирующее оборудование в Новоорлеанской публичной библиотеке отсутствует, и для читателей изготавливают фотокопии. Таким образом устраняются проблемы, связанные с возможным нарушением авторских прав при изготовлении электронных копий.

Мероприятия программы в Президентскойбиблиотеке Линдона Джонсона
Остин, штат Техас

Библиотека имузейпрезидентаЛиндонаДжонсона - одна из 13 президентских библиотек, управляемых Администрацией национальных архивов. В библиотеке находится 45 млн страниц исторических документов, связанных с политической карьерой президента и его помощников. Для нашей группы российских библиотекарей, впервые посещающих библиотеку такого типа, была подготовлена специальная программа, которую провел работник архива президента Линдона Джонсона Боб Тиссинг (Bob Tissing). Кстати, за 2 дня до нашего визита в библиотеке состоялась лекция президента Михаила Горбачева.

Боб Тиссинг рассказал об эволюции президентских библиотек в США и конкретно о библиотеке президента Линдона Джонсона. Когда американский президент заканчивает отведенный ему срок службы на этом посту, он волен заниматься чем угодно, и может забрать себе все документы, связанные с его президентством. Эти документы считаются его собственностью, а не собственностью федерального правительства. В свое время президент Рузвельт первым в истории Америки решил все документы, которые накопились за время его работы в Белом доме, передать американскому народу и предоставил свой дом для хранения этих документов, что положило начало традиции создания президентских библиотек в Америке. В ретроспективном порядке была создана библиотека президента Гувера. Система продолжала действовать до Уотергейтского скандала, после которого конгресс решил, что президентские документы должны являться федеральной собственностью, а не собственностью конкретного президента. Так и считается, начиная с президента Рональда Рейгана и до наших дней. Все библиотеки, подобные библиотеке Линдона Джонсона, являются по сути подарками бывших президентов американскому народу.

Все президентское наследие считается федеральной собственностью, однако далеко не все документы абсолютно открыты для публики. Ведь в личном архиве каждого человека имеются документы, составляющие личную духовную или медицинскую тайну, поэтому все документы просматриваются специалистами и в каждом конкретном случае решается вопрос о степени открытости той или иной бумаги. Понятно, что многие документы могут содержать государственную тайну, поэтому из соображений государственной безопасности они также не предоставляются общественному вниманию. Конечно, в библиотеке хранится большое количество секретных материалов, прежде всего тех, которые касаются взаимоотношений с зарубежными странами. Через какое-то время они могут быть открыты по решению специальной комиссии.

Библиотека Линдона Джонсона - первая президентская библиотека, построенная на университетском кампусе. Все президентские библиотеки создаются без использования средств налогоплательщиков, находятся другие источники финансирования. В библиотеке Линдона Джонсона содержится 45 млн страниц документов, начиная с 1937 года, когда будущий президент Джонсон стал членом Конгресса, и до даты его смерти в 1973 году. Большинство документов относятся к периоду пребывания Джонсона в Белом доме - с 1963 по 1969 год, поскольку целью создания таких библиотек и является освещение периода президентства. Любой человек может использовать ресурсы библиотеки Линдона Джонсона. С каждым исследователем предварительно беседуют служащие библиотеки с целью объяснить правила пользования библиотекой и подсказать наилучший путь подбора документов, которые наиболее соответствуют цели исследования. Надо отметить, что изучением материалов библиотеки может заниматься любой человек, а не только американец. Часто специалисты из других стран могут найти здесь документы, которые в их собственных странах недоступны.

Помимо бумажных источников, в библиотеке хранятся и аудиовизуальные материалы, документирующие жизнь в Белом доме, например, есть около 600,000 фотографий Л.Джонсона, сделанных за время его президентства, а также фильмы и аудиозаписи выступлений и телефонных переговоров, которые также могут оказаться полезными для исследователей. В библиотеке имеется музей, где хранятся подарки, полученные президентом за время своей службы в Белом доме.

В ходе сеанса вопросов и ответов, состоявшегося после лекции Боба Тиссинга, была получена дополнительная информация. Группу интересовало, существует ли общий ресурс, дающий доступ к материалам всех президентских библиотек или исследователь должен ездить по разным штатам, чтобы удовлетворить свои потребности в поиске требуемых документов? Единого ресурса, охватывающего все подобные президентские библиотеки, пока нет, но план его создания существует и находится в разработке. Проблема оцифровки фондов имеет две стороны: во-первых, это довольно дорогостоящий и длительный процесс, по этой причине, в частности, оцифровке в первую очередь подвергаются последние, самые свежие документы, а во-вторых, фонды библиотеки представляют собой не застывший конгломерат, а постоянно изменяются за счет пополнения теми документами, для которых истек срок давности по секретности. В связи с возрастанием доли цифровых документов в общем объеме президентских документов получается, что чем моложе президент, чем ближе срок его правления к современности, тем больше электронных материалов находится в коллекции его президентской библиотеки.

Следующая группа вопросов касалась того, обязательно ли приезжать иностранцу в США или можно получить удаленный доступ к фондам библиотеки. Удаленный доступ не предоставляется, но можно посылать запросы по электронной почте и за некоторую сумму получить специально сделанные копии интересующих материалов из открытого доступа. В заключение мероприятия нам предоставили руководство по работе с фондами библиотеки Л.Джонсона на русском языке с пожеланием самим найти ответ на вопрос о переписке президента Джонсона с руководителями Советского Союза.

 

Заключение

В ходе участия делегации ГПНТБ России в ежегодных профессиональных библиотечно-информационных мероприятиях «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» все участники этой поездки повысили свою квалификацию, установили новые профессиональные связи, обменялись опытом с американскими коллегами, сравнили состояние и стратегии развития библиотечно-информационных технологий в наших странах.

Одним из главных результатов поездки можно считать успешное выступление с докладом генерального директора ГПНТБ России Шрайберга Я.Л. на первой сессии семинара, а также получение из первых рук информации о проекте создания национальной публичной цифровой библиотеки США. Эта новейшая и важнейшая тенденция в библиотечно-информационном мире, несомненно, определит его развитие в мировом масштабе на ближайшие годы. Ведущие американские университеты и библиотеки получили представление о проектах, ведущихся российскими библиотеками, и об их успехах. Были установлены новые профессиональные контакты. Все участники, успешно выполнившие программу повышения квалификации в рамках библиотечно-информационных мероприятий «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США», получили образовательные сертификаты Американских советов по международному образованию и Международного библиотечного, информационного и аналитического центра. Получен целый ряд информационных материалов, освещающих деятельность крупнейших библиотек, университетов, учреждений и компаний США. В ходе встреч, бесед, переговоров с ведущими специалистами библиотечно-информационного и образовательного профиля были обсуждены возможности совместной организации круглых столов, семинаров на Конференции «Крым» и других мероприятиях, проводимых ГПНТБ России. Были распространены информационные письма и приглашения на международную конференцию «Крым-2012», диски с материалами конференции «Крым-2011», брошюры и другие печатные и электронные издания ГПНТБ России. Проведены переговоры с представителями Российского культурного центра в Вашингтоне и руководителями Американских советов по международному образованию с целью обсуждения дальнейшего сотрудничества АСПРЯЛ с МБИАЦ и ГПНТБ России в области библиотечного образования.

              

                                                                                                                                   Приложение 1

 

ОБЩИЙ СПИСОК

группы специалистов и руководителей организаций и ведомств науки, культуры и образования России, принимавших участие в работе 13-го международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад» в рамках ежегодных профессиональных библиотечно-информационных мероприятий «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» (проект «Российский библиобус в Америке-2», 9-23 октября 2011 г.)

 

         ФИО

  Город, страна

       Организация

       Должность

1.

Шрайберг Яков Леонидович

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Генеральный директор

2.

Линдеман Елена Вячеславовна

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Заместитель генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию

3.

Гончаров Михаил Владимирович

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Директор ЦИТ

4.

Волкова Ксения Юрьевна

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Главный специалист, помощник генерального директора по международному сотрудничеству

5.

Панычева Марианна Владимировна

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Директор ЦИК

6.

Сорокин Сергей Геннадьевич

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Заместитель директора ЦИК

7.

Ермилина Инна Валентиновна

Москва, Россия

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Старший научный сотрудник

8.

Авдеева Нина Владимировна

Москва, Россия

Российская государственная библиотека

Начальник Управления функционирования и мониторинга клиентского сервиса,
руководитель проекта
«Электронная библиотека диссертаций»

9.

Белгородская Людмила Вениаминовна

Красноярск, Россия

Институт фундаментальной подготовки автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет"

Профессор кафедры философии и гуманитарных наук

10.

Бирюкова Елена Васильевна

Москва, Россия

Центральная городская юношеская библиотека им. М.Я.Светлова

Заместитель директора по автоматизации

11.

Власова Светлана Александровна

Москва, Россия

Библиотека по естественным наукам Российской академии наук

Ведущий научный сотрудник

12.

Жуков Дмитрий Васильевич

Москва, Россия

ФГУП «В/О "Академинторг" РАН»

Генеральный директор

13.

Иванова Ольга Витальевна

Москва, Россия

«Библиомир»

Консультант

14.

Каленов Николай Евгеньевич

Москва, Россия

Библиотека по естественным наукам Российской академии наук

Директор

15.

Каленова Вера Ильинична

Москва, Россия

НИИ Механики МГУ

ведущий научный сотрудник

16.

Ким Юлия Аркадьевна

Ханты-Мансийск, Россия

Государственная библиотека Югры

заместитель директора по автоматизации и информационным технологиям

17.

Клешнина Елена Николаевна

Пермь, Россия

Муниципальное учреждение культуры «Объединение муниципальных библиотек»

Директор

18.

Косолапова Елизавета Николаевна

Самара, Россия

Самарская областная универсальная научная библиотека

Заместитель директора по новым технологиям

19.

Кузнецова Татьяна Валентиновна

Санкт-Петербург, Россия

ЦГПБ им.В.В. Маяковского

Заместитель директора

20.

Павликова Татьяна Анатольевна

Москва, Россия

Центральная городская юношеская библиотека им. М.Я.Светлова

Заведующая читальным залом

21.

Повесьма Елена Константиновна

Владивосток, Россия

Научная библиотека Дальневосточного федерального университета

Заведующая центром информационно-библиотечных ресурсов

22.

Расплетина Елена Глебовна

Санкт-Петербург, Россия

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

Директор библиотеки

23.

Сотников Владимир Михайлович

Москва, Россия

Издательство «Эксмо»

Писатель, сценарист

24.

Сотникова Татьяна Александровна

Москва, Россия

Литературный институт им. Горького; издательство «Эксмо»

Писатель, сценарист

25.

Сотников Даниил Владимирович

Москва, Россия

Университет «Высшая школа экономики»

Студент

26.

Тищенко Петр Сергеевич

Королев, Россия

ГУК МО "Московская областная государственная научная библиотека им.
Н.К.Крупской"

Заместитель директора по информатизации

27.

Третьяченко Марина Иосифовна

Москва, Россия

Центральная городская юношеская библиотека им. М.Я.Светлова

Заведующая абонементом

28.

Царев Дмитрий Михайлович

Москва, Россия

ООО «Витекс»

Генеральный директор

29.

Царева Анна Дмитриевна

Москва, Россия

Московская финансовая академия

Студентка

30.

Шунтова Светлана Евгеньевна

Москва, Россия

ФГУП «В/О "Академинторг" РАН»

Начальник Главный бухгалтер

 

Приложение 2

Общая программа мероприятий

 

9 октября,

воскресенье

Сбор группы и вылет из Москвы в Нью-Йорк

 

10 октября,

понедельник

Знакомство с музеями г. Нью-Йорка:

Метрополитен (Metropolitan Museum of Arts)

Гугенхайм (Guggenheim museum)

MoMA

 

11 октября,

вторник

Сбор в фойе отеля, поездка на метро до места проведения семинара - Колумбийский университет, School of International and Public Affairs, Kellogg Center, 15th Floor, 420 West 118th Street, New York, NY. Станция метро: 116 St & Columbia University

8:30-16:00 Международный семинар

«Электронные ресурсы и международный обмен: Восток-Запад».

Сессия 1: Международная конференция
«Публичная электронная библиотека США:
направления и перспективы»
.

12 октября,

среда

Отъезд автобусом в университет Ситон Холл, штат Нью-Джерси.
Встреча с руководством университета.
Знакомство группы с проектом ГПНТБ России и МБИАЦ «Русская библиотека в Америке».

Отъезд автобусом в г. Вашингтон.

Посещение музея Хилвуд (Hillwood Museum) с всемирно известными коллекциями русского искусства.

 

13 октября,

четверг

Сбор в фойе отеля, пешая прогулка до места проведения семинара - Американских советов по международному образованию (American Councils for International Education), 1828 L Street, NW, конференц-зал, 11-й этаж.

10:00-13:00 Международный семинар

« Электронные ресурсы и международный обмен: Восток-Запад».

Сессия 2. Круглый стол «Библиотека и авторы: взгляд из России и США в 21 веке».

 

14 октября,

пятница

Сбор в фойе отеля. Поездка на метро до Библиотеки Конгресса США, 101 Independence Avenue. Станция метро Capitol South.

9:45-13:00 Специальная программа в Библиотеке Конгресса США

15 октября,

суббота

Переезд автобусом из Вашингтона через штат Вирджиния в штат Теннесси.

16 октября

воскресенье

Экскурсия по Национальному парку Big Smoky Mountains (Большие дымчатые горы). Посещение экологической библиотеки парка. Переезд в г. Чаттануга, штат Теннесси.

17 октября,

понедельник

Переезд в г. Новый Орлеан, штат Луизиана

 

18 октября,

вторник

Профессиональный визит в Новоорлеанскую публичную библиотеку.

Круглый стол «Формирование фондов библиотек в кризисных условиях».

19 октября,

среда

Посещение музея San Francisco Plantation.
Посещение Капитолия штата Луизиана в г. Батон-Руж.

20 октября,

четверг

Знакомство с историческими и культурными памятниками  г. Гальвестон, штат Техас.

21 октября,

пятница

Переезд в г. Остин, штат Техас.

Специальная программа в Президентской библиотеке Линдона Джонсона.

 

22 октября,

суббота

Вылет из аэропорта Остина в Нью-Йорк.
Вылет из Нью-Йорка в Москву

 

23 октября,

воскресенье

Прибытие в Москву

(Шереметьево, терминал D)

 

Приложение 3

 

13-й Международный семинар

«Электронные ресурсы и международный обмен:

Восток - Запад»

 

Сессия 1

Публичная электронная библиотека Америки:
Представления и перспективы

Четвертая ежегодная международная конференция

Организаторы и спонсоры:

МБИАЦ (Международный библиотечный информационный и аналитический центр, Вашингтон, США),

Института Харримана и Библиотеки Колумбийского университета и The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the 'how I run my library good'SM letter

Место проведения:

Школамеждународных и общественных отношений, Колумбийский университет Kellogg Center, 15th Floor, 420 West 118th Street между Amsterdam Avenue and Morningside Drive, г. Нью-Йорк.

Вторник, 11 октября 2011, 8:00-16:00

Рабочий язык: английский

Ведущий:

Морис Фридман, организатор конференции, издатель The UNABASHEDTM Librarian the ‘howIrunmy library good #39;SM Президент Американской библиотечной ассоциации в 2002-2003 гг.

Приветствие:

Джеймс Г. Нил, Вице-президент по информационному обслуживанию и директор библиотек, Колумбийский университет.

Доклады:

1. Представление о публичной электронной библиотеке Америки

Роберт Дарнтон, профессор стипендии им. Карла Форцхаймера и директор библиотек Гарвардского университета

2. Национальная публичная электронная библиотека, мировое соглашение по Google BookSearch и американские издательства

Том Аллен, президент и главный исполнительный
директор, Ассоциация американских издательств

3. Стратегии преодоления связанных с авторским правом преград при создании электронной библиотеки

Памела Самюэльсон, почетный профессор права и информационного менеджмента им. Ричарда Шермана, университет Калифорнии в Беркли

4. Электронные библиотеки России и их доступность для общества

Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России
и президент МБИАЦ

Подведение итогов и закрытие конференции

Сессия 2

Семинар и круглый стол

«Библиотека и авторы: взгляд из России и США
в 21 веке»

Место проведения:

Американские советы по международному образованию (American Councils for International Education: ACTR/ACCELS) 1828 L Street, N.W., Suite 1200, Washington, DC Конференц-зал, 11-й этаж

Четверг, 13 октября 2011 г.

Рабочие языки: русский, английский

9:30-10:00 Регистрацияи кофе

10:00-13:00         Рабочая программа

Приветствия:

Дэн Дэвидсон, президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США

Лиса Чоут, вице-президент Американских советов по международному образованию, Вашингтон, округ Колумбия, США

Шрайберг Я. Л., генеральный директор ГПНТБ России, президент МБИАЦ, Москва, Россия

Доклад:

Образ России на страницах американских справочно-энцикло-педических изданий

Белгородская Л.В., доктор исторических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук Института фундаментальной подготовки автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет", Красноярск, Россия.

Людмила Вениаминовна Белгородская - специалист по истории книги и межкультурным коммуникациям. Главный предмет ее исследований - образ России на страницах американских и британских справочно-энциклопедических изданий. В российских библиотеках отсутствуют прекрасные работы американских специалистов по истории нашей страны. Почему это произошло, какова судьба этих работ - центр ее научных интересов и предмет доклада.

Информационные сообщения.

Представители подразделений Библиотеки Конгресса, занимающиеся проектами с Россией.

Круглый стол

«Писатель и библиотека: взгляд в цифровое будущее»

Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), писатель, сценарист, доцент Литературного института им. Горького, Москва,
Россия

В условиях переизбытка информации - а именно в таких условиях мы все сейчас оказались, - все более и более актуальными становятся принципы ее отбора. Ориентироваться ли человеку в своем отборе только на пользу - житейскую в первую очередь? Или должны быть другие критерии? Это в полной мере относится и к специфической литературной, книжной информации. Должно появиться какое-то «сито», позволяющее «фильтровать» море книг, обрушивающееся на читателя. Возможно, роль такого «сита» сыграет эмоциональная составляющая искусства, и литературы в частности. Целью литературы с новой очевидностью становится расширение пределов человеческой души, эмоционального охвата действительности. Соответственно, возрастает и значение индивидуального совета, который может дать в книжном мире библиотекарь, и таким образом - эмоционального сотрудничества писателя и библиотекаря.

Приложение 4

 

Friday

October 14, 2011

10:00 a.m. -12:00 noon

 

International Library Information and Library Center (ILIAC)
Ksenia Volkova
Tel. 202-463-7566

 

PROFESSIONAL VISITORS

PROGRAM

Arranged by Giulia Adelfio

Visitor Services Office

(202) 707-2153

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Russia and CIS:

Library Professionals and Information Specialists

Group of 30

                                                                

Please arrive 15 minutes ahead of your first appointment to process through security at the
Carriage Entrance of the Jefferson Building on First St SE, between Independence Ave and East
Capitol Street.

            

 

10:00-11:15 a.m.      Meeting with Library Representatives in LJ 113

 European Division

                                   www.loc.gov/rr/European

                                         

  Angela Cannon

                                               Reference Specialist

                                          Rare Books and Special Collections

 Erik Frazier

Reference Specialist

                                            World Digital Library

                                                John Van Oudenaren

                                               Project Director

  11:15-12:00 noon          Tour of Thomas Jefferson Building

                                               www.loc.gov/jefftour

 Staff Docent

 Последнее обновление ( 24.11.2011 г. )

Интернет-пресс-конференция, 01.11.2011

                                                                       ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО И ПРИГЛАШЕНИЕ

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ

 

Международная научно- образовательная профессиональная программа

“АМЕРИКА 2011": БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО, ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В США

Нью-Йорк – Вашингтон – Чаттануга – Бирмингем – Новый Орлеан – Батон-Руж –
Хьюстон – Остин – Сан-Антонио – Нью-Йорк

9-23 октября 2011 г.

 

Международный библиотечный, информационный и аналитический центр и ГПНТБ России организуют выезд группы руководителей и специалистов библиотечно-информационного, образовательного и смежного профиля России и других стран СНГ в Соединённые Штаты Америки для участия в мероприятиях ежегодной научно-образовательной профессиональной программы и в том числе в ежегодном международном семинаре “Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад”.

Участники программы 2011 г. представится беспрецедентная возможность пересечь с профессиональными целями Америку с северо-востока на юго-запад, от Антлантического побережья до Мексиканского залива и ознакомиться с работой крупнейших библиотек университетов и известных 5омпаний США, работающих в области информационных технологий. Программа является продолжением уникального "Российского библиоглобуса в Америке", впервые в библиотечно-информационном сообществе пересекшего США с Востока на Запад в 2010 году. Новые горизонты и направления сотрудничества открывает приведенная ниже программа российского библиоглобуса в текущем году.

Программа мероприятий*:

9 октября

воскресенье

Сбор группы и вылет из Москвы в Нью-Йорк.

10 октября

понедельник

Знакомство с музеями г.Нью-Йорка: Метрополитен (Metropolitan Mupeumof Arts)  Гугенхам (Guggenheim museum)

11 октября

вторник

Посещение Колумбийского университета Scool of International and Public Affairs? Rellogg Center? 15th Flor, 420 West 118th Street, New York, NY
Станция метро: 116& Columbia University

8.30-16.00 Международный семинар "Электронные ресурсы и международный обмен: Восток-Запад"

12 октября

 среда

Сессия 1:

Международная конференция "Публичная электронная библиотека США: направления и перспективы"
Отъезд в университет Ситон Холл, штат Нью-Джерси. Встреча с руководством университета. Знакомство группы с проектом ГПНТБ России и МБИАЦ "Русская библиотека в Америке"

Отъезд в г. Вашингтон. Посещение музея Хилвуд (Hillwood Museum) с всемирно известными коллекциями русского искусства

13 октября

четверг

Сессия 1:

Сбор в фойе отеля, пешая прогулка до места проведения семинара - Американских советов по международной образованию (Amerikan Councils for international Education), 1828 L Street, NW, конференц-зал, 11-й этаж.
10.00-13-00 Международный семинар "Электронные ресурсы и международный обмен: Восток-Запад".
Сессия 2: Круглый стол "Библиотека и авторы: взгляд из России и США в 21 веке"

14 октября

пятница

Сбор в фойе отеля. Поездка до Библиотеки Конгресса США, 101 Independece venue. Станция метро  Capitol South.

15 октября

суббота

9-45-13.00 Специальная программа в Библиотеке Конгресса США. Переезд из Вашингтона через штат Вирджиния в штат Теннесси.

16 октября

воскресенье

Экскурсия по Национальному парку Big Smoky Mountains  (Большие дымчатые горы). Посещение экологической библиотеки парка. Переезд в г. Чаттануга, штат Теннесси.

17 октября

понедельник

Переезд в Новый Орлеан, штат Луизиана.

18 октября

вторник

Профессиональный визит в Новоорлеанскую публичную библиотеку.
Круглый стол “Формирование фондов библиотек в кризисных условиях”

19 октября

среда

Посещение музея  San Francisco Plantation.
Посещение Капитолия штата Луизиана в г. Батон-Руж.

20 октября,
четверг


Знакомство с историческими и культурными памтниками г. Гальвестон штат Техас.

21 октября,

пятница

Переезд в г. Остин, штат Техас.
Специальная программа в Президентской библиотеке Линдона Джонсона

22 октября,

суббота

 

Вылет из аэропорта Остина в Нью-Йорк. Вылет из Нью-Йорка в Москву

23 октября,

воскресенье

 

Прибытие в Москву (Шереметьево, терминал D)

 

* Примечание:
В программе возможны изменения и дополнения по просьбе принимающей стороны.
Успешно прошедшие программу повышения квалификации в библиотеках и
университетах США получают международный сертификат.

Контактная информация:

 

Телефоны: (495) 621-24-90, (495) 692-55-81

E - mail :    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.