Гончаров Михаил Владимирович, ГПНТБ России  канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы перспективных исследований и аналитического прогнозирования ГПНТБ России
Mikhail Goncharov, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Engineering), Leading Researcher, Head, Perspective Research and Analytical Forecast Group, Russian National Public Library for Science and Technology, goncharov@gpntb.ru, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Михайленко Илья Иванович, ГПНТБ России  старший научный сотрудник ГПНТБ России, программист Международной ассоциации ЭБНИТ
Ilya Mikhailenko, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia, Senior Researcher, Russian National Public Library for Science and Technology; Programmer, ELNIT International Association, vrmoro@gmail.com, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Интеграция информационных ресурсов ГПНТБ России в рамках Системы открытого архива
Integrating RNPLS&T’s information resources within the Open Archival System

В статье рассмотрены работы, проведённые ГПНТБ России в области открытого доступа и открытых архивов. В рамках этих работ подготовлена принципиально новая система онлайнового доступа к ресурсам ГПНТБ России. Представлены подходы к созданию единой точки доступа к разнородным информационным ресурсам и методам их интеграции в единой поисковой системе с учётом российского и зарубежного опыта. Особое внимание уделено новым возможностям для читателей библиотеки (в том числе - использование личного кабинета системы), касающимся заказа изданий в разных по технологии ведения базах данных и электронных каталогах, а также выбора места выдачи заказа в территориально распределённой сети отделений ГПНТБ России. Подчёркнуто, что цель всех этих работ - предоставить пользователю библиотеки максимально соответствующие его информационным потребностям инструменты информационного поиска и получения необходимых ему изданий, для чего также разработаны и проходят опытную эксплуатацию специальные мобильные приложения для ОС Android и iOS. Обозначены планы развития системы, в том числе интеграция с ресурсами Национальной электронной библиотеки, Научного архива и другими крупными федеральными информационными системами разного уровня. Статья подготовлена в рамках Государственного задания ГПНТБ России на 2017 г.

The authors examine the experience of the Russian National Public Library for Science and Technology in providing open access and building open archives. Within this project, the radically new system of online access to RNPLS&T’s resources was designed. Approaches toward establishing a single access point for heterogeneous information resources and their integration into a single retrieval system based on Russian and foreign experience, are discussed. The authors also focus on the new customer functionalities (e. g. personal accounts) that enable to order items in technologically diverse databases, and to choose lending location in RNPLS&T’s territorial distributed network. They emphasize that the objective is to provide relevant information retrieval functionality and enable access to publications with the mobile apps for ОС Android and iOS serving the same purpose. The authors discuss the system development plan, including integration with the National Electronic Library, Science Archive and other major federal information systems of various levels. The Article is prepared within the framework the State Order for RNPS&T for 2017.


Вахрушев Максим Васильевич, ГПНТБ России  канд. пед. наук, старший научный сотрудник ГПНТБ России
Maxim Vakhrushev, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Researcher, Russian National Public Library for Science and Technology, vahrushev@gpntb.ru, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Научная библиотека вуза в роли открытого архива
The higher education institution’s Scientific Library to play the role of an open archive

Рассмотрена роль вузовской библиотеки, связанная с созданием и поддержанием функционирования открытого архива научной библиотеки вуза. Отмечено, что создание открытого архива востребовано научным сообществом, так как все хранящиеся в нём материалы являются бесплатными. Открытый архив, сформированный по дисциплинарному или междисциплинарному признаку, может стать основой для создания неформального объединения (коллаборации, консорциума и т.д.) вокруг научной школы или исследовательского центра (факультета, института, вуза, научной организации). Проанализирован такой важный аспект деятельности открытого архива, как расширение функционала и возможностей для сбора наукометрических индикаторов. Этот функционал является альтернативным источником данных для систематических и адекватных измерений результатов научной деятельности организаций и индивидуальных исследователей. Рассмотрена деятельность библиотекаря, связанная с поиском и подготовкой наукометрических индикаторов, используемых для оценки научной деятельности. Подчёркнуто, что открытые архивы, институциональные репозитории, электронные библиотеки могут предоставлять как традиционные индикаторы наукометрии (импакт-фактор, индекс Хирша и т.д.), так и альтернативные (веб-показатели публикаций). Сбор, аккумулирование, интерпретация и подготовка наукометрических данных создают новые и развивают традиционные роли библиотекаря.

The role of the higher education institutions’ libraries in building and maintaining the institution’s open archives is highlighted. The author emphasize that open archives are demanded highly by the scientific community as the data is free. The open archive structured by disciplinary or interdisciplinary principle can become the base for informal associations (collaborations, consortia, etc.) around science schools or research centers (faculties, institutions, universities, research organizations). Expanded functionalities and instruments to get scientometric indicators are analyzed in detail. These functions make the alternative source for measuring scientific performance of organizations and individual researchers systematically and adequately. The librarians responsibilities related to collecting and preparing scientometric indicators are highlighted. The open archives, institutional repositories, e-libraries can provide both traditional scientometric indicators (impact factors, Hirsch index, etc.), and alternative metrics (publication web indicators). Scientometric data collection, accumulation, interpretation and preparation are continuously expanding processes and they enhance the librarians’ roles.


Касянчук Елена Николаевна, Научная библиотека Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета  директор Научной библиотеки Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета (Красноярск)
Elena Kasyanchuk, Scientific Library, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Director, Scientific Library, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, kasyanchuk@inbox.ru, 79/10, Svobodny prospekt, 660041 Krasnoyarsk, Russia
Казанцева Вера Павловна, Научная библиотека Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета  канд. филос. наук, главный библиотекарь Научной библиотеки Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ (Красноярск)
Vera Kazantseva, Scientific Library, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (Philosophy), Chief Librarian, Scientific Library, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, verakazanceva@yandex.ru, 79/10, Svobodny prospekt, 660041 Krasnoyarsk, Russia
Барышев Руслан Александрович, Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета  канд. филос. наук, доцент, директор Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета (Красноярск)
Ruslan Baryshev, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Director, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, r_baryshev@bk.ru, 79/10, Svobodny prospekt, 660041 Krasnoyarsk, Russia
Научная библиотека Сибирского федерального университета: итоги работы, задачи, ориентиры
Scientific Library of Siberian Federal University: Results, objective and landmarks

Освещена деятельность Научной библиотеки Сибирского федерального университета, образованного путём объединения четырёх государственных вузов Красноярска: университета, технического университета, университета цветных металлов и золота, архитектурно-строительной академии. Изложены история образования НБ СФУ, основные этапы её становления, ключевые сферы деятельности и перспективные направления развития. Охарактеризованы: фонд НБ СФУ, в состав которого вошли библиотеки перечисленных вузов, а также Красноярского государственного торгово-экономического института, позднее влившегося в СФУ; контингент пользователей и направления их обслуживания. Представлены инновационные проекты НБ СФУ, среди которых - «Электронная библиотека Сибирского федерального университета - информационно-образовательная инфраструктура инновационного вуза», ставший победителем первого Всероссийского конкурса библиотечных инноваций, что вывело НБ СФУ в число лучших вузовских библиотек России, а также проекты «Смарт-библиотека» и «Служба поддержки публикационной активности». Отмечено, что НБ СФУ возглавляет Секцию библиотек вузов Российской библиотечной ассоциации, является членом Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего» и других объединений; участвует в профессиональных конкурсах, поддерживаемых Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским фондом фундаментальных исследований, что способствует постоянной актуализации и оптимизации деятельности библиотеки.

The authors discuss the experience of the Science Library of the Siberian Federal University established through the merge of the four Krasnoyarsk higher institutions: the University, Technological University, the University of the Non-ferrous Metals and Gold, the Academy of Architecture and Construction. The history of the SFU Science Library, its main stages, the key current and prospective vectors are discussed. The authors characterize the SFU SL’s collections comprising the collections of the above mentioned institutions plus that of Krasnoyarsk State Institute of Commerce and Economics, merged later; they also characterize the Library’s users and user services. The Library’s innovative projects are presented, among them “The Siberian Federal University E-library as the information and education infrastructure of the innovative higher education institution”, the winner of the first All-Russia Library Innovations Contest, which made SFU SL one of the best Russian university libraries. The authors also discuss the Library’s projects Smart Library and Publication Activity Support Service . The SFU SL heads the Russian Library Association’s Section of higher education institutions. It is a member of the National Library Association “Libraries of the Future” and other associations; it takes part in professional contests sponsored by the RF Ministry of Education and Science and the Russian Foundation of Basic Research which enables to update and continuously optimize its activities.


Казакова Татьяна Анатольевна, Белорусско-Российский университет  директор библиотеки Белорусско-Российского университета (Могилёв)
Tatyana Kazakova, Belarusian-Russian University, Mogilev, Republic of Belarus, Director, Library of Belarusian-Russian University, kazakova@bru.by, 43, Mira prospekt, 212000 Mogilev, Republic of Belarus
Библиотека Белорусско-Российского университета: история и современность
The Library of Belarusian-Russian University: The history and contemporaneity

Освещена история становления библиотеки Белорусско-Российского университета, который создан в соответствии с Соглашением между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации (подписано 19 янв. 2001 г. в Могилёве) на базе Могилёвского государственного технического университета. Представлены задачи библиотеки, обусловленные открытием в вузе обучения по новым специальностям. Отмечено, что библиотека обеспечивает потребности учебного процесса по 16 специальностям белорусских образовательных стандартов и по семи - российских образовательных стандартов. Раскрыты: финансирование комплектования фонда; доставка литературы из издательств Белоруссии и России; создание репозитария «Электронная библиотека Белорусско-Российского университета», баз данных электронного каталога, в числе которых «Труды сотрудников Белорусско-Российского университета», «Авторефераты. Диссертации», «Электронные документы»; издательская деятельность библиотеки (персональные библиографические указатели ведущих учёных университета). Подчёркнута деятельность библиотеки как руководящего центра регионального методического объединения библиотек. Сделан вывод: библиотека Белорусско-Российского университета играет важную роль в образовательном, научном и воспитательном процессах: приобщает студентов, преподавателей, учёных к культурному наследию и интеллектуальному потенциалу человечества, создаёт и предлагает современные информационные продукты и услуги.

The Belarusian-Russia University was established on the basis of Mogilev State Technical University, in accordance with the Agreement signed between the government of the Republic of Belarus and the Russian Federation (Mogilev, January 19, 2001). New objectives of the library are set up due to new programs to be taught at the University. Today, the library supports 16 education programs as provided by the Belarus education standards, and 7 programs as provided by the Russian standard. The author discusses in particular: collection development funding; delivery of books published by Belarus and Russia publishers’; establishing the repository “Belarusian-Russian University E-library and digital catalog databases, and among them The Proceedings of the Belarusian-Russian University Researchers, «Authors’ abstracts. Theses», «Digital Documents»; library’s publishing activities, personal bibliographies of the prominent university scholars and researchers). The Library also acts as the coordination regional methodological center. The author concludes that the Library of Belarusian-Russian University plays a significant role in education and science promotion, opens access to the cultural heritage and intellectual resources for the students, professors and scientists, and offers relevant information products and services.


Дубленных Александра Константиновна, Зональная научная библиотека Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина  заместитель директора по информационно-библиотечному обслуживанию Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург)
Alexandra Dublennykh, Regional Research Library, Boris Yeltsin Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, Deputy Director for Information and Library Services, Regional Research Library, Boris Yeltsin Ural Federal University, a.k.dublennyh@urfu.ru, 4, Turgeneva ul., 620075 Ekaterinburg, Russia
Изучение опыта документирования деятельности вузовских библиотек Уральского региона
Studying document management at the academic libraries in the Ural region

Представлены результаты социологического исследования, проведённого в 2016 г. на базе библиотек высших учебных заведений зонального методического объединения Уральского региона. Цель исследования - изучение процесса документирования как решающего фактора при описании и обосновании технологических управленческих решений в рамках совершенствования деятельности вузовской библиотеки, уточнения форм и конкретизации содержания методической поддержки в документировании производственной деятельности библиотек вузов. Опыт документирования изучен в различных аспектах: организация работы с документами; осуществление процесса документирования деятельности; виды создаваемых документов; уровень владения различными методиками документирования; самооценка разработанных документов. Подчёркнуто, что подтвердилась выдвинутая в исследовании гипотеза: в разных библиотеках вузов Уральского региона неодинаковый уровень владения современным инструментарием документирования, что связано с различным пониманием необходимости его совершенствования. Выявлено три группы библиотек, отличающихся как различной степенью владения методиками и инструментарием, так и результатами документирования деятельности. В качестве выхода из сложившейся ситуации предложена организация внешней помощи библиотекам в форме развёрнутых методических консультаций и специализированного обучающего курса, поскольку с помощью отдельных мероприятий невозможно развить необходимые компетенции.

The findings of the sociological study of higher education institutions libraries of the Ural region zonal methodological association carried out in 2016 are presented. The study objective is to analyze the documenting process as a key factor of decision substantiation in the technological management aimed to facilitate performance of academic libraries, to select forms and conceptualize methodological support of documenting library processes at the universities. The documenting experience is examined in several aspects: document management, documenting process; types of documents; levels of mastering document management methods; self-evaluation of documents. The author concludes on the proposed hypotheses that the level of mastering the modern document management tools differs at various academic libraries of the Ural region. This is due to their varying attitude towards the necessity to improve it. The author identifies three groups of libraries mastering different levels of mastering methods and instruments of document management. As a solution, the author suggests that external methodical support and consultations and specialized training course should be offered to the libraries to develop essential competences which is not possible through fragmented events.


Тимошенко Игорь Владимирович, ГПНТБ России  канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, главный технолог автоматизированных систем ГПНТБ России
Igor Timoshenko, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Engineering), Leading Researcher; Chief Technologist of Automated Systems, Chief Technologist of Automated Systems Group, Russian National Public Library for Science and Technology, timogor@gpntb.ru, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Библиотечные системы радиочастотной идентификации: возможность создания универсальных систем на основе международных стандартов
Library RFID systems: Designing general-purpose systems based on the international standards

Представлен анализ состояния нормативной базы радиочастотной идентификации (РЧИ) применительно к библиотечным технологиям. Освещены основные особенности и различия групп стандартов, выработанных двумя международными организациями - ИСО/МЭК СТК1 «Информационные технологии» и «EPCglobal». Отмечена интеграционная роль стандартизации в развитии РЧИ, что обеспечивает её доступность в различных областях, включая библиотечные технологии. Проанализирована перспектива дальнейшего развития технологии РЧИ в направлении создания глобальных систем учёта объектов в различных технологических процессах, к которым можно отнести и системы автоматизации библиотек, путём объединения существующих локальных систем на основе гармонизации стандартов, определяющих работу оборудования различных частотных диапазонов. Рассмотрены основные особенности стандартного подхода к использованию технологии РЧИ в библиотеках. Обсуждена перспектива создания «двухчастотных» библиотечных систем РЧИ, работающих с метками ВЧ- и СВЧ-типов, на базе существующих международных стандартов. Подчёркнуто, что сегодня появлению таких систем препятствует отсутствие на рынке оборудования с нужными характеристиками - меток и считывателей, а также нежелание производителей вкладывать средства в налаживание производства нового оборудования из-за отсутствия сформировавшегося рынка сбыта.

The author analyzes the current status of RFID standards as related to library technologies. Main features and distinctions of the standards designed by the two international organizations: ISO/IEC JTC 1and EPCglobal. RFID standardization is to make the technology applicable to various fields. The prospects for further RFID development towards global control systems, among them integrated library systems through consolidating local systems and harmonizing standards for different frequency equipment, are analyzed. The standard approach towards RFID technology application in libraries is discussed. The author also examines prospects for designing RFID dual-frequency library systems for HF and UHF tags based on the effective international standards. He also emphasizes that introduction of these systems is hindered by the lack of equipment with relevant features - tags and readers, and by manufacturers unwillingness to invest in production due to the absence of market outlets.


Абдулаева Татьяна Александровна, Научная библиотека Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I  заведующая сектором отдела формирования и научной обработки фонда научной библиотеки Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I
Tatyana Abdulaeva, Scientific Library, Peter the Great Voronezh State Agricultural University, Voronezh, Russia, Section Head, Collection Development and Processing Department, Scientific Library, Peter the Great Voronezh State Agricultural University, abdta@lib.vsau.ru, 1, Michurina st., 394087 Voronezh, Russia
Использование АБИС для мониторинга данных об обеспеченности учебного процесса в вузе
Using ILS to monitor data on curriculum support in higher education institutions

Раскрыто функциональное назначение модуля «Книгообеспеченность» (на базе АБИС «Руслан») в организации библиотечно-информационной поддержки учебного процесса в вузе (на примере Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I) согласно действующим образовательным стандартам и нормативным требованиям к комплектованию фонда учебной и учебно-методической литературой. Представлены преимущества использования автоматизированной картотеки книгообеспеченности в сравнении с её печатным вариантом, благодаря которым снижаются затраты рабочего времени, облегчается труд библиотекаря, возрастает оперативность получения информации, уменьшается вероятность ошибки при получении выходных форм отчётов. Охарактеризованы ресурсы модуля АРМ «Книгообеспеченность» для создания дополнительных отчётов с заданными характеристиками. Приведён перечень дополнительных форм отчётности, которые служат активным инструментом для мониторинга данных об обеспеченности учебного процесса в вузе. Сделан вывод: автоматизированная картотека книгообеспеченности - это важный и гибкий инструмент, предназначенный для наполнения, редактирования и предоставления сведений об обеспеченности учебной и учебно-методической литературой основных образовательных программ в вузе; в процессе обслуживания пользователей вузовской библиотеки эта картотека может выполнять функции справочного аппарата, так как содержит в своей структуре справочники, отражающие информацию об учебном процессе.

The author describes the functional features of “Book availability” module (based on the example of Ruslan ILS) providing library information support of education process in the higher education institutions according to effective education standards and regulations of the learning aids collection development/ She examines the benefits of the digital book sufficiency catalog as compared to its printed version. Due to IT application, the labor time expenditures decrease, less efforts of library staff are required, information delivery is more time-efficient and accurate, errors on the output reports are eliminated. The functionality of the “Book availability” module enables to generate reports with defined characteristics. The list of additional reports that can be efficiently used to monitor data on curriculum support at the higher education institutions is given. The author concludes that the digital book availability catalog is an important and flexible instrument to add, edit and deliver data on the availability of learning aids to support basic curricula; in user services it functions as a reference aid, as it comprises reference books on curriculum and education processes.


Ринчинов Олег Сергеевич, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН  канд. физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ)
Oleg Rinchinov, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Republic of Buryatia, Russia, Cand. Sc. (Physics & Мathematics), Senior Researcher, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, o.rinchin@gmail.com, 6, Sahyanovoi st., 670047 Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia
Библиографическая база данных «Тибетоязычные источники по традиционной медицине»
Bibliographic Database “Sources in traditional medicine in Tibet languages”

Основу собрания Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБТ) СО РАН составляют тибетские и монгольские книги, собранные многими поколениями бурятских исследователей, краеведов, музейных работников. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 дек. 2016 г. № 2800-р, ИМБТ СО РАН является научной организацией, осуществляющей постоянное хранение документов Архивного фонда РФ, которые находятся в государственной собственности. Для сохранения и изучения этого богатейшего наследия в институте создан Центр восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК). В статье подробно рассмотрена специализированная база данных, в которой представлено научное описание корпуса медицинской литературы из коллекции тибетского фонда ЦВРК ИМБТ СО РАН. На основе выявленных информационных объектов созданы авторитетные записи (метаданные) следующих типов: «Лицо», «Произведение», «Место». Обработка раритетных изданий осуществлялась в соответствии со схемой описания, предложенной международным консорциумом Asian Classics Input Project. Созданная БД даёт полное представление о составе и жанровом разнообразии корпуса тибетской медицинской литературы в целом и может быть использована для разработки оффлайновых и онлайновых приложений в образовательных и исследовательских целях, в качестве основы специализированных электронных библиотек и баз знаний.

The collection of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch is based on Tibet and Mongolian books accumulated by generations of Buryat scholars, local historians, museum workers. In accordance with the RF Government Regulations of December 23, 2016 № 2800-r, RAS SB Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies is an academic organization to deposit of the RF Archival Fund documents that constitute the national property. To preserve and to study this rich heritage, the Institute’s Center for Oriental Manuscripts and Xylography was established. The author describes in detail the specialized database comprising bibliographic records of medical literature in the Center’s Tibetan collection. Based on the revealed information objects, authority records (metadata) of the following types were created: «person», «work», and «location». The rare publications were processed in accordance with the description scheme introduced by the international consortium Asian Classics Input Project (ACIP). The database gives insight into the content and genre diversity of the Tibetan medical literature corpus оn the whole, and may be used for developing offline and online apps for research and education; it can also make the core of e-libraries and knowledge bases.


Кузнецова Татьяна Яковлевна, Научно-образовательный центр «АПРИКТ» Московского государственного института культуры  канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра «АПРИКТ» МГИКа
Tatyana Kuznetsova, APRIKT Academic Center, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Senior Researcher, APRIKT Academic Center, Moscow State Institute of Culture, aprikt.biblio02@inbox.ru, 7, Bibliotechnaya st., 141406 Khimki, Moscow Oblast, Russia
Сетевое взаимодействие как базовый фактор инновационного развития библиотечного образования
Networking as the basic factor of library education innovative development

Рассмотрены функциональные задачи библиотек в эпоху цифровых технологий и общества знаний, а также роль библиотекарей новой формации в повышении социального статуса и востребованности библиотек. Представлена профессиональная модель современного библиотечного специалиста. Обоснована необходимость инновационного развития библиотечного образования с использованием сетевого взаимодействия как эффективного организационного и технологического инструмента, позволяющего повысить качество образовательного процесса. Определены ресурсные блоки сетевого взаимодействия - кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические, социальные - и его базовые принципы: добровольность, согласованность действий, взаимная полезность, коллегиальность в принятии решений, солидарная ответственность за конечный результат. Освещена практика применения сетевого взаимодействия в реализации крупномасштабных образовательных проектов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обосновано положение о наиболее целесообразном использовании сетевого взаимодействия в дополнительном профессиональном библиотечно-информацион­ном образовании. Сделан вывод: широкое использование сетевого взаимодействия как одной из инновационных технологий дополнительного профессионального образования - залог успешного решения задач по развитию профессиональных компетенций библиотечных специалистов новой формации, способных внести достойный вклад в повышение социального статуса библиотек в эпоху цифровых коммуникаций.

The libraries’ functional objectives in the epoch of digital technologies and knowledge society are examined, along with the role of librarians of the new generation in increasing social status and relevance of the libraries. The author introduces the professional model of modern library professional and substantiates the necessity for innovative transformation of library education. She argues that networking makes an efficient organizational and technological instrument in the higher quality education process. The networking resource units are defined, namely - personnel, learning and teaching, information, logistical, and social resources, - as well as the basic networking principles: voluntariness, coordination, reciprocity, shared responsibility for the final result. The experience of networking in implementing large-scale education projects in advanced training and professional retraining is discussed. The author argues that the advanced professional library information education makes the most efficient application for the networking principles. The author concludes that networking cooperation as the innovative technology in advanced professional training facilitates building professional competences of the new generation of librarians who are to contribute to increasing libraries’ social status in the digital epoch.


Клюев Владимир Константинович, МГИК, Московский государственный лингвистический университет  канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИКа, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета; почётный работник высшего профессионального образования РФ
Vladimir Klyuev, Moscow State Institute of Culture, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information and Library Activities Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor Library and Information Activities, Moscow State Linguistic University, kluevvlad@yandex.ru; kuibd-biin@mgik.ru, 7, Bibliotechnaya st., 141406 Khimki, Moscow Oblast, Russia
Ивина Карина Владимировна, МГИК  канд. пед. наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета МГИКа
Karina Ivina, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Dean, Social and Humanitarian Faculty, Moscow State Institute of Culture, ivinakarina@mail.ru, 7, Bibliotechnaya st., 141406 Khimki, Moscow Oblast, Russia
Бакалавр библиотечно-информационной деятельности как будущий «базовый специалист» библиотеки: современные компетенции
Library and information bachelors to be the backbone library professionals: Modern competences

Рассмотрены подходы к подготовке студентов бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Представлен модернизированный Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС ВО-3+. Отмечены его ключевые новации: статусы «академического» и «прикладного» бакалавриата, укрупнённые общекультурные компетенции, выделенные из профессиональных общепрофессиональные компетенции, предоставление вузам самостоятельности при определении базовых учебных дисциплин в Основных профессиональных образовательных программах бакалавриата. Проанализирован опыт ведущих институтов культуры по структурированию и наполнению содержания обучения отраслевых бакалавров. Выделены основные задачи профессиональной деятельности выпускников бакалавриата, рассматриваемые в качестве базовых для их компетентностного моделирования. Сформулирован перечень основных задач, дифференцированных по видам деятельности: технологические, информационно-аналитические, педагогические, организационно-управленческие и проектные, научно-исследовательские и методические. Исходя из этих задач предложено сформулировать (соотнеся с сопрягаемыми профстандартами, а после утверждения - с Профессиональным стандартом специалиста библиотечно-информационной деятельности) укрупнённые комплексные профессиональные компетенции - обязательные (для всего направления) и рекомендуемые (для профилей), а также определить индикаторы (знания, умения, навыки) оценки их сформированности. Как некий прообраз компетентностной модели это войдёт в проектируемую под новый ФГОС ВО-3++ Примерную основную образовательную программу.

The authors examine the approaches towards training students for the bachelor’s degree in Library Information Activities. The Federal State Education Standard-FGOS VO-3+ is discussed. Its key novelties are emphasized: academic and applied baccalaureate statuses, expanded universal cultural competences, independence of the higher education institution in making decisions on basic curriculum in the General Professional Education bachelor programs. The experience of the leading institutes of culture in structuring and detailing bachelor program is discussed. The key objectives of bachelor professional activities are seen as the basic goals of competence modeling. The authors formulate the objectives in various activities: technological; informational & analytical; pedagogical; organizational, management & project; academic and research; and methodological. Based on these objectives, they propose to formulate (related to appropriated professional standards and the Professional Standard of Library Information Specialists as soon as it is adopted - mandatory (for the whole field) and to recommend (for various profiles) enlarged integrated professional competences, and to identify indicators (knowledge, skills) to evaluate their maturity. This looks like a competence model prototype to be comprised by the Model General Education Program being projected under the standard FGOS VO-3++.