главная страница   
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Информация для авторов
Порядок рецензирования рукописей статей

Содержание номеров
годы номера
2016 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2017 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Архив

Бабиева Наталья Анатольевна, Казанский государственный институт культуры  канд. пед. наук, доцент Казанского государственного института культуры
Natalya Babieva, Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Kazan State Institute of Culture, natbabieva@mail.ru, 142/1, Voenny gorodok 2, 420059 Kazan, Republic of Tatarstan
Ключенко Тамара Ивановна, Казанский государственный институт культуры  доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой информационных технологий и режиссуры мультимедиа Казанского государственного института культуры, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, лауреат премии Правительства РФ в области образования (Казань)
Tamara Klyuchenko, Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Information Technology and Producing Multimedia Chair, Kazan State Institute of Culture, kluchenkoT@rambler.ru, 3, Orenburgsky tract, 420059 Kazan, Republic of Tatarstan
Дрешер Юлия Николаевна, Республиканский медицинский библиотечноинформационный центр, Казань  доктор пед. наук, профессор, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, отличник здравоохранения РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования (Казань)
Yulia Dresher, Republican Medical Library Information Center, Kazan, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Director, Republican Medical Library Information Center, Dresher07@yandex.ru, 125, Khadi-Taktash st., 420059 Kazan, Republic of Tatarstan
Концепция единого взгляда на процессы интеллектуализации библиотечно-информационной деятельности в условиях управления данными и знаниями: некоторые подходы к формированию
Тhe concept of a unified view of the processes of intellectualization of library-information activity in terms of data management and knowledge: some approaches to the formation of

В статье подчёркнуто, что интеллектуализация библиотечно-информационной деятельности, связанная прежде всего с изучением современных информационных потребностей пользователей, с совершенствованием методов аналитико-синтетической переработки информации и т.д., развивается в условиях агрессивной информационно-технологической среды. Компоненты этой среды заставляют библиотеки работать, ориентируясь на новые правила. Локальное решение данной проблемы не принесёт эффективных результатов. Решить её полноценно возможно в условиях интегрированной среды (например, кластерной), следовательно, необходимо её эффективное формирование, наращивание, обеспечение единого подхода.

Intellectualization of library and information work evolves in aggressive information technology environment. The components of this environment are forcing libraries to live by the rules of this environment, focusing on those rules. Local solution of this problem will not bring effective results. A complete solution is possible in an integrated environment (e.g., cluster), its effective formation, build-up, ensuring a unified approach.


Цветкова Валентина Алексеевна, БЕН РАН  доктор техн. наук, профессор, заместитель директора по научной работе БЕН РАН
Valentina Tsvetkova, The Natural Science Library of the Russian Academy of Sciences, Dr. Sc. (Technology), Professor, Deputy Director for Science and Research, RAS Library for Natural Sciences, vats08@mail.ru, 11/11, Znamenka st., 119992 Moscow, Russia
Кочукова Елена Викторовна, БЕН РАН  ст. науч. сотр., заместитель директора по библиотечной работе БЕН РАН
Elena Kochukova, The Natural Science Library of the Russian Academy of Sciences, Senior Researcher, Deputy Director for Library Services, RAS Library for Natural Sciences, koolexpert@benran.ru, 11/11, Znamenka st., 119992 Moscow, Russia
Комплектование научных библиотек: новые вызовы
Collection development at scientific libraries: New challenges

Рассмотрены модели комплектования фондов научных библиотек. Первый тип моделей направлен на обеспечение полноты комплектования фонда библиотеки, второй - исключительно на приобретение востребованных на данный момент пользователями изданий. Этот тип стал позиционироваться на рынке как «точечное» комплектование. В статье основной акцент сделан именно на этом типе, или модели комплектования. Отмечено, что эта модель не в полной мере решает вопросы комплектования фондов научных библиотек. Она направлена на информационную поддержку исследовательских проектов и программ, что важно для научных библиотек. Особенности реализации модели рассмотрены на примере БЕН РАН.

Models of academic libraries are reviewed. The first type is to support completeness of library collection development, the second one is oriented toward acquiring only those publications that are currently demanded by library users. This approach is positioned as “the targeted acquisitions”. The authors focus on this model and emphasize that it does not meet the tasks of academic libraries collection development and rather is to support research projects and programs which is important. This model is examined as a case study of the RAS Library for Natural Sciences.


Парамонова Ирина Евгеньевна, НТБ ВНИТИ ЭМ, Санкт-Петербург  заведующая НТБ Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения (ВНИТИ ЭМ), магистр кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры
Irina Paramonova, Science-technical Library, All-Russian Research, Project and Technological Institute of Electrical Engineering, St. Petersburg, Russia, Director, Sci-tech Library, All-Russian Research & Development and Technological Institute of Electric Engineering, Master if Information Management Chair, St. Petersburg State Institute of Culture, рar.ira@mail.ru, 2, Blagodatnaya st., 196105 St. Petersburg, Russia
Жизнь библиотеки предприятия на фоне истории страны
The Institute’s Library against the background of the country’s history

Освещена непростая история низовой библиотеки предприятия. Приведены основные этапы её создания и развития, воссозданные по дневникам библиотеки, ведущимся многие годы. Показано, как менялась работа библиотеки в зависимости от требований времени, как она справлялась с неизбежными трудностями. Рассмотрены особенности обслуживания читателей и формирования информационных ресурсов библиотеки, а также направления современной деятельности, в том числе активное и эффективное использование интернет-ресурсов. Статья приурочена к 70-летию НТБ Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения.

The history of the low-level library of organization is discussed. The main stages of creation and development are given. The library must to correspond to challenges of the time. The changes in library’s work are showed. Specific characteristics of library service of readers, information resources and modern vectors of activities are examined.


Земскова Андрей Ильич, ГПНТБ России  канд. физ.-мат. наук, доцент, ведущий научный сотрудник ГПНТБ России
Andrey Zemskov, Russian National Public Library for Science and Technology, Cand. Sc. (Physics & Mathematics), Leading Researcher, Russian National Public Library for Science and Technology, andzem@gpntb.ru, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Библиотеки и Википедия. Часть 1. Возможности сотрудничества публичных, вузовских и научных библиотек с Википедией
Opportunities for Public, Academic and Research Libraries and Wikipedia. Part 1

Ряд библиотекарей и представителей сообщества «Википедия» выступили с инициативой укреплять сотрудничество. Предложение было воплощено в виде двух Общественных проектов, представленных на одной из сессий (Session 112, Library engagement and Wikipedia) 82-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., г. Колумбус, США). Оба проекта имеют одинаковые вступительные части, поэтому в переводе этих документов мы их объединили и представили в Части 1. Википедия широко используется библиотекарями, в том числе как инструмент при выполнении справочных запросов; помогает пользователям библиотек в научной работе и предоставляет очень важную платформу для отражения локального знания. Взаимодействие с Википедией даст возможность показать сотрудникам и пользователям библиотек более сложные современные технологии. Википедия обладает потенциалом перенаправить пользователей в те библиотеки, где они смогут найти интересующие их ресурсы. Библиотеки получат определённую пользу при сборе средств «всем миром», освоении модели быстрой сетевой публикации, привлечении сообщества обучающихся в круг пользователей.

Several libraries and Wikipedia agreed on developing cooperation. This initiative has been translated into two Public Projects presented at Session 112. Library engagement and Wikipedia during IFLA General Conference (August 13-19, Columbus, USA). Wikipedia supplements library resources with timely, useful information; acts as a tool for librarians answering reference questions; provides a pathway to primary and secondary sources and citations. Wikipedia helps library clients perform research; and provides a vital platform for recording local knowledge. Public libraries can expose both their staff and patrons to more complex and sophisticated strategies for dealing with the changing digital landscape. Wikipedia has the potential to point clients to libraries, where resources in their areas of interest can be found. Wikipedia-library engagement connects Wikipedia with the important role libraries play in bridging inequalities in access to information. Active collaborations between Wikipedia editors and academic and research libraries to advance the free flow of information which supporting sustainable development around the world. These collaborative opportunities offer a range of outcomes that could benefit academic and research libraries including crowdsourcing, community engagement, rapid models for online publishing, student writing assignments, etc. For the Russian National Public Library for Science and Technology both projects are equally of interest.


Оливер Крис, Библиотека Университета г. Оттава, Канада  заведующая отделом Библиотеки Университета Оттавы (Канада)
Chris Oliver, University of Ottawa Library, Canada, Head, Resource Description and Metadata Services, University of Ottawa Library, Ottawa, Canada, christine.oliver@uottawa.ca, 75 Laurier Avenue East, Ottawa, ON K1N 6N5, Canada, USA
Идентификация ресурсов: Функциональные требования к библиографическим записям (FRBR) и доступность ресурсов
Identifying Resources: FRBR and Accessibility

Перевод доклада, представленного на заседании Секции обслуживания пользователей, испытывающих затруднения в чтении, «Сотрудничество через границы - как сделать доступные ресурсы досягаемыми» (Session 200, Collaborating across borders - making accessible resources available) в ходе 82-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., Колумбус, США). (Оригинал доклада находится по адресу http://library. ifla.org/1368/1/200-oliver-en.pdf и доступен по лицензии Creative Commons v 4 Attribution.) В докладе очерчены некоторые ключевые аспекты концептуальных моделей семейства Функциональных требований к библиографическим записям (FRBR), которые обеспечивают обнаружение ресурсов, наиболее необходимых слепым, слабовидящим и тем, кто испытывает какие-либо затруднения при чтении. Главное внимание уделено двум моментам, в которых концептуальные модели оказывают наибольшее воздействие: 1 - библиографическая информация как данные, 2 - чёткое разграничение содержания информации и носителя информации.

This paper will outline some of the key aspects of the FRBR family of conceptual models that support resource discovery especially for persons who are blind, visually impaired, or otherwise print disabled. The FRBR family of models have had a significant influence on the ways in which communities around the globe perceive and understand the bibliographic universe. This paper will focus on two areas where the conceptual models have had an important impact: bibliographic information as data and the precise delineation between content and carrier. The paper focuses on these two areas because they are of particular interest for a user with a print disability who approaches the task of discovering an appropriate resource. FRBR modeling, as expressed in the original models or in the new consolidated model, FRBR-LRM, offers a roadmap for structuring metadata in ways that allow more options for resource discovery in an increasingly global context.


Сукиасян Эдуард Рубенович, РГБ  канд. пед. наук, доцент, заведующий сектором главной редакции ББК (НИЦ ББК) Российской государственной библиотеки, заслуженный работник культуры
Eduard Sukiasyan, Russian State Library, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Sector Head of the Chief Editorial Board of Library Bibliographical Classification (BBK Research Center), Russian State Library, sukiasyaner@rsl.ru, 3/5, Vozdvizhenka st., 119019 Moscow, Russia
«Штучный товар». О подготовке специалистов в области современной каталогизации
Rare specialists. On the training of experts in the field of modern cataloging

Статья посвящена проблемам подготовки каталогизаторов высокой квалификации. Автор считает, что их нужно готовить по заявкам библиотек, специально отбирая кандидатов и заключая с ними договоры. Подчёркнуто, что эта работа требует особой ответственности. Рассказано об отборе и подготовке каталогизаторов высокой квалификации в США. Обращено внимание на то, что объём знаний и умений каталогизаторов такого уровня в России должен быть большим, поскольку в него следует включить как международные, так и национальные требования. По мнению автора, прежде чем перестраивать работу по каталогизации, необходимо серьёзно обсудить организационные и программно-методические вопросы.

Article on the problems of training of cataloguers of high qualification - experts in the field of modern cataloging. Author believes that they need to be prepared for library applications, specifically selecting candidates and concluding agreements with them. Work requires special responsibility. It is told about the selection and preparation of cataloguers of high qualification in the USA. The volume of knowledge and skills of catalogers of this level in Russia will be great, as it will include both international and national requirements.


Столяров Юрий Николаевич, Научный центр исследований книжной культуры РАН  доктор пед. наук, профессор, главный научный сотрудник Научного центра исследований книжной культуры РАН, профессор Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры
Yuri Stolyarov, Research Center of Book Culture Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Chief Researcher, Research Center of Book Culture Studies of Russian Academy of Sciences, Professor, Moscow State Institute of Culture, , 90, Profsoyuznaya st., 117864 Moscow, Russia
Роль большевистских библиотек в подготовке революции. (К 100-летию советского библиотечного дела) Статья вторая. Организация деятельности легальных партийных библиотек
Research Center of Book Culture Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia The role of Bolshevist libraries in the build-up to the Revolution. (One hundred years of the Soviet librarianship) Article two. Organization of the legal Communist party libraries

В продолжение темы о роли библиотек партийных организаций РСДРП(б) в подготовке революции в России (см. Науч. и техн. б-ки. - 2017. - № 6. - С. 100-110) рассматриваются установки В. И. Ленина относительно роли партийных библиотек в революционной борьбе. Со ссылками на исторические источники проводится мысль о том, что библиотеки, в том числе созданные российскими социал-демократами легально и повсеместно, играли большую организаторскую и пропагандистскую роль в подготовке большевистской революции, были действительными опорными базами партийных организаций.

The author continues on the role of RSDLP (Вolsheviks) libraries in preparing the revolution in Russia (see Scientific and Technical Libraries. - 2017. - Issue 6. - P. 100-110) and examines V. Lenin’s view of the libraries’ role in the revolutionary struggle. The author refers to historical sources to suggest that libraries played important organizational and propagandist role in preparing Bolshevist revolution, and were the real strongholds of the Party.


Берестова Татьяна Фёдоровна, Челябинский государственный институт культуры  доктор пед. наук, профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Челябинского государственного института культуры, заслуженный работник высшей школы
Tatyana Berestova, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Prorector for Research and Innovations, Chelyabinsk State Institute of Culture, berestova@chgaki.ru, 36а, Ordzhonikidze st., 454091 Chelyabinsk-91, Russia
Понятие «информационный ресурс» имеет право на существование. (Размышления, вызванные статьёй Ю. Н. Столярова «Несостоятельность понятия “информационный ресурс”»)
Information resource notion has the right to existence (Reflection caused by Yu. Stolyarov’s article “Groundlessness of the Information resource notion”)

В статье дана характеристика понятия как научной категории. Рассмотрены понятия «информационные ресурсы», «документные ресурсы», «недокументные ресурсы», «вторичные информационные ресурсы», «библиографические ресурсы», «метаданные». Предложена сущностная дефиниция понятия «информационные ресурсы», названы их видовая (сущностная) функция и важнейшие свойства. Сделан вывод о том, что термин «информационный ресурс» может быть использован и в единственном, и во множественном числе. Сопоставлены позиции автора и Ю. Н. Столярова.

The article contains characteristic of the notion as a scientific category and considers the notions of Information resources, Documents resources, Non-documents resources, Secondary information resources, Bibliography resources, Metadata. The author offers essential definition of the Information resources notion and names its generic (essential) function and the most important features. The article also includes comparison of the author’s positions with those of Yu. Stolyarov’s.


Брежнева Валентина Владимировна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры  доктор пед. наук, профессор, декан библиотечно-информационного факультета, заведующая кафедрой информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры
Valentina Brezhneva, St. Petersburg State University of Culture, St. Petersburg, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Dean, Library and Information Department; Head, Information Management Chair, St. Petersburg State Institute of Culture, vbrezhneva@gmail.com, 7, Millionnaya st., 191186 St. Petersburg, Russia
Парамонова Ирина Евгеньевна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры  заведующая НТБ Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения (ВНИТИ ЭМ), магистр кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры
Irina Paramonova, St. Petersburg State University of Culture, St. Petersburg, Russia, Director, Sci-tech Library, All-Russian Research & Development and Technological Institute of Electric Engineering, Master if Information Management Chair, St. Petersburg State Institute of Culture, рar.ira@mail.ru, 2, Blagodatnaya st., 196105 St. Petersburg, Russia
Непрерывное библиотечно-информационное образование: XIII Международная научно-методическая конференция памяти В. А. Минкиной
Continuing LIS education: 13th scientific and methodological conference in memory of Valentina Minkina

Представлен обзор работы ежегодной научно-методической конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование», которая прошла на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры 16-17 марта 2017 г. В конференции приняли участие представители ведущих вузов культуры и других образовательных организаций. Участники обсуждали актуальные вопросы высшего и дополнительного профессионального образования; обозначили проблемы, связанные с нормативным обеспечением различных уровней профессионального образования, разработкой профессиональных и образовательных стандартов, формированием новых профессиональных компетенций. Особое внимание было уделено проблеме профессиональной подготовки сотрудников библиотек, не имеющих специального образования, а также развитию сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

The paper presents the overview of work of the annual scientific-methodical conference «Continuing LIS education» which held at the Faculty of Library and Information Science to Saint-Petersburg State University of Culture (March 16-17, 2017). In the conference participated representatives of the leading universities of Moscow, Kemerovo, Samara and Chelyabinsk and other educational organizations, as well as heads and specialists of libraries of all types and kinds from different regions of Russia and experts in the field of library and information education abroad. In the conference reports, participants discussed the topical issues of higher library education and additional professional education. For example, the problems associated with the normative provision of various levels of vocational education, the development of professional and educational standards and the formation of new professional competencies were outlined. Special attention was paid to the problems of professional training of librarians who do not have a vocational education, as well as the development of network interaction of all participants of educational process.