главная страница   
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Информация для авторов
Порядок рецензирования рукописей статей

Содержание номеров
годы номера
2016 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2017 1, 2, 3, 4
Архив

Биктимиров  Марат Рамилевич, ВИНИТИ РАН  канд. техн. наук; профессор
Biktimirov  Marat, All-Russian Institute for Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences (VINITI RAS), Moscow, Russia 
Сюнтюренко  Олег Васильевич, ВИНИТИ РАН  доктор техн. наук; профессор
Syuntyurenko  Oleg, All-Russian Institute for Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences (VINITI RAS), Moscow, Russia 
Цифровые информационные ресурсы современной инновационной инфраструктуры
Digital information resources in the modern innovation infrastructure

Представлен состав инновационной инфраструктуры. Рассмотрены зарубежные информационные ресурсы и системы, ориентированные на поддержку инновационной деятельности. Как устойчивая тенденция отмечена интеграция национальных информационных систем стран - членов Евросоюза в единое научно-технологическое и инновационное пространство. Освещены наиболее значимые российские информационные системы, ориентированные на поддержку инновационной деятельности. Обращено внимание на неразвитость коммуникативной функции информационных систем научных фондов и федеральных целевых программ.

The information infrastructure components are described. Foreign information resources and systems supporting innovative activities are examined. Integration of national information systems in the EU states into the single sci-tech and innovative space is considered a sustainable trend. The most significant Russian information systems supporting innovative activities are also reviewed. The authors argue that the communication function of the information systems of the research foundations and federal target programs is underdeveloped.


Степанов  Вадим Константинович, МГИК  канд. пед. наук; доцент; профессор
Stepanov  Vadim, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia 
Больше, чем книги: библиотека и библиотекари в мире, где меняется всё
More than the books: Libraries and librarians in the world where everything is changing

Исследованы направления преобразования библиотеки как института в обществе, построенном на системе цифровых информационных коммуникаций. Обоснована необходимость изменений, определены функции библиотек будущего, предложены пути реализации реформ. Обращено внимание на то, что политика подготовки кадров для библиотек нуждается в коренном изменении: необходимо перерабатывать профессиональные стандарты, программы обучения в высших и средних учебных заведениях. Сделан вывод: фундаментом преобразования библиотек являются библиотекари.

Transformation vectors for libraries as a social institution in the community based on digital information communications are examined. The necessity for changes is substantiated; library functions for the future are defined; ways of reforming are proposed.


Стрелкова  Ирина Борисовна, Белорусская сельскохозяйственная библиотека им. И. С. Лупиновича Национальной академии наук Беларуси  канд. пед. наук; доцент
Strelkova  Irina, I. S. Lupinovich Agricultural Library of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Belarus 
Нематериальные активы как объект независимой оценки качества работы и условие развития библиотеки
Non-material assets as a subject of library performance evaluation and the development environment

Рассмотрена роль нематериальных активов библиотеки в повышении её конкурентоспособности и востребованности. Представлена специфика современных концепций кадрового менеджмента, лежащих в основе философии управления нематериальными активами организации. Приведены примеры ассоциативной связи результата индивидуализации в профессии творческого специалиста библиотеки с его персональным брендом как одной из важнейших составляющих нематериальных активов организации. Предложен методический инструментарий самообследования библиотек и оценки их нематериальных активов для создания системы развития как отдельной библиотеки, так и сети библиотек страны в целом.

The role of non-material assets in increasing library’s competitiveness and relevance is examined. The specific character of modern concepts of staff management making the basis for the philosophy of organizational non-material assets management is emphasized. The examples of associative coupling of librarian’s professional individualization with his/her personal brand as one of the library’s non-material assets are given. Tools for libraries’ self-assessment and evaluation of their non-material assets for systematic development (both of individual libraries and the country’s libraries on the whole) are proposed.


Рассадина  Марина Игоревна, Владимирский областной колледж культуры и искусства, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых  канд. пед. наук; доцент
Rassadina  Marina, Vladimir Regional College of Culture and Arts, A. G. And N. G. Stoletovy State University, Vladimir, Russia 
И швец, и жнец, и на дуде игрец: современный библиотекарь сквозь призму истории
Jack of all trades: Modern librarians from historical perspective

Задав вопрос, каким должен быть современный библиотекарь, автор рассмотрела требования к библиотечному специалисту в эпоху цифровых технологий. В докладе проанализированы исторические предпосылки (в том числе так называемые народные дома) многофункциональности библиотеки как социально-культурного института. Обоснована необходимость сохранения существующей системы профессионального библиотечного образования и участия библиотекарей-практиков в подготовке специалистов для современной библиотеки.

Library professional standards for the digital era are examined. Historical background for multifunctionality of libraries as a sociocultural institution is analyzed. The author argues that the existing library professional education system should be preserved and practicing librarians should be involved into training specialists for modern libraries.


Шунков  Александр Викторович, Кемеровский государственный институт культуры  доктор филолог. наук; доцент
Shunkov  Alexander, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia 
Система подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений региона: векторы развития в контексте вызовов современного общества
Training professionals for library information organizations in the region: Social challenges and development vectors

Представлен опыт Кемеровского государственного института культуры по созданию системы подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений Сибирского региона. Рассмотрены проблемы, стоящие перед вузами культуры в процессе образовательной деятельности в библиотечно-информационной сфере. Определены направления развития системы подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений с учётом требований современного общества.

Building the system for training professional staff for Siberian library information organizations at Kemerovo State Institute of Culture is characterized, and education challenges are discussed. Professional training vectors are defined from the perspective of the community demands.


Линдеман  Елена Владиславовна, ГПНТБ России  канд. техн. наук; доцент
Lindeman  Elena, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Таран  Елена Николаевна, ГПНТБ России  канд. пед. наук
Taran  Elena, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Развитие направлений деятельности ГПНТБ России в сфере образования
Developing RNPLS&T’s education activities

Освещены основные направления деятельности ГПНТБ России в сфере образования и перспективы их развития. Проанализированы результаты работ, выполненных подразделениями ГПНТБ России самостоятельно, а также совместно с организациями, заинтересованными в сотрудничестве, с целью повышения квалификации работников отраслей образования и науки, культуры, специалистов библиотек и тех, кто обучается в общеобразовательных заведениях и учреждениях среднего профессионального и высшего образования.

New vectors of RNPLS&T’s education activities and their prospects are discussed. The authors describe several projects accomplished by RNPLS&T departments independently and in collaboration with interested organizations to support professional development in the area of education, science and culture, including those intended for librarians and students of secondary schools, secondary vocational schools and universities.


Лаврик  Ольга Львовна, ГПНТБ СО РАН  доктор пед. наук
Lavrik  Olga, State Public Library for Science and Technology of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia 
Портрет учёного в публикациях: памяти Бориса Степановича Елепова
A portrait of the researcher in publications: In memory of Boris Elepov

На основе анализа публикаций директора ГПНТБ СО РАН - профессора Б. С. Елепова (1942-2016) выделены главные направления его научной и практической деятельности и представлены её итоги: становление ГПНТБ СО РАН как НИИ, Центра НТИ СО РАН, современной публичной библиотеки, Музея книги, научно-методического центра для информационно-библиотечной системы СО РАН, Сибирского регионального центра непрерывного библиотечного образования, Сибирского регионального центра консервации документов, многофункционального центра региона по предоставлению патентно-информационных услуг в области охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Based on the analysis of the publications by Boris S. Elepov, former Director of SPSL SB RAS, Dr. Sc. (Engineering), main directions of his scientific and practical activity are outlined. As a result of his activities, SPLS&T SB RAS established as a research institute, Center of scientific and technical information SB RAS, modern public library, the book Museum, a scientific and methodological centre for information and library systems of SB RAS, Siberian regional library center of continuing education, the Siberian regional center of documents conservation, regional multi-functional center providing patent information services in the field of protection of intellectual property.


Коновалова  Мария Павловна, Областная специальная библиотека для слепых им. Н. Островского, Калуга  канд. пед. наук; заслуженный работник культуры Калужской области; заслуженный работник Всероссийского общества слепых
Konovalova  Maria, N. Ostrovsky Regional Special Library for the Blind, Kaluga, Russia 
Крымский форум: польза и радость профессионального общения
The Crimean forum: The value and joy of professional communication

Кратко охарактеризована программа 23-й конференции «Крым», ставшей составной частью Международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» (4-12 июня 2016 г., Судак, Автономная республика Крым, РФ). Основное внимание уделено итогам работы автора на этом форуме. Выражена благодарность его организаторам.

The program of the 23-rd “Crimea” Conference that is now the part of the World Professional Forum “The Book. Culture. Education. Innovations” (June 4-12, 2016, Sudak, Autonomous Republic of Crimea, RF) is reviewed. The author focuses on her participation results and offers her acknowledgement to organizers.


Земсков  Андрей Ильич, ГПНТБ России  канд. физ.-мат. наук; доцент
Zemskov  Andrey, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Всемирный конгресс ИФЛА-2016. (Краткий обзор работы)
IFLA World Congress 2016. (A brief review)

Представлен краткий обзор некоторых трудов 82-й Генеральной конференции ИФЛА. Автор обращает внимание на обсуждение Программы ООН до 2030 г. «Устойчивое развитие», освоение новых достижений в информационно-коммуникационных технологиях, в первую очередь документов в электронном формате. Освещены вопросы обнаружения документов и навигации, авторского права применительно к библиотекам, а также проблемы обеспечения сохранности фонда, задачи высвобождения площадей для реализации новых библиотечных сервисов, сохранности фондов, библиотечного обслуживания различных групп населения.


Соколова  Юлия Владимировна, ГПНТБ России  канд. пед. наук
Sokolova  Yulia, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Дистанционный курс «Электронные библиотеки: информационно-коммуникационная среда обитания» - некоторые итоги программы ДПО
“E-libraries: Information Communication Environment” online course: Some results of the professional development program

Статья посвящена дистанционному обучению, в частности - курсу повышения квалификации «Электронные библиотеки: информационно-коммуникационная среда обитания». Обоснована актуальность этой темы: необходимо массово обучать сотрудников библиотек и информационных центров работе с большими массивами собираемой библиотеками цифровой информации. Представлены методика и технология разработки дистанционного курса «Электронные библиотеки: информационно-коммуникационная среда обитания». Освещены результаты обучения, в том числе статистика системы тестирования. Проанализированы сильные и слабые стороны курса исходя из мониторинга обратной связи, а также отзывы слушателей.

The author examines the issues of distant learning and, in particular, the online learning course “E-libraries: Information Communication Environment”. She substantiates the relevance of this format by the need to train massively librarians and information specialists to manage big arrays of digital information as acquired by libraries. Development technique and technology for the online course of “E-libraries: Information Communication Environment” are described. Learning results based on testing statistics are presented; strong points and drawbacks of the course based on the feedback monitoring are identified; students’ reviews are considered.


Ткачёва  Екатерина Васильевна, Библиотека по естественным наукам РАН  канд. биолог. наук
Tkacheva  Ekaterina, Russian Academy of Sciences Library for Natural Sciences, Moscow, Russia 
Создание и наполнение сайта научной библиотеки (на примере библиотеки Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина РАН)
Building and provisioning the scientific library’s www-site (experience of the RAS N. V. Tsitsin Main Botanical Gardens Library)

Отражены задачи и пути создания сайта отдела Библиотеки по естественным наукам РАН с точки зрения конечного пользователя и библиотекаря. На примере отдела БЕН РАН в Главном ботаническом саду РАН подробно рассмотрены наполнение, структура и функциональность созданного макета сайта. Особое внимание уделено его структуре. Показаны реальные, проверенные практикой подходы к построению сайта. Обоснован выбор системы управления контентом WordPress, раскрыты особенности реализации в условиях научной библиотеки, работающей в сети БЕН РАН.

Goals and ways for building the web-site of a RAS Library for Natural Sciences department are reviewed from the viewpoint of end users and librarians. Proved and efficient approaches are offered, the choice of WordBress content management system is justified, related specific problems of the research libraries working within the RAS Library for natural Sciences system are examined. As a case study of the Main Botanical Gardens Library, the contents, structure and functionality of the www-site model are examined in detail.


Бычкова  Елена Феликсовна, ГПНТБ России  канд. пед. наук
Bychkova  Elena, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Маточенко  Анна Алексеевна, ГПНТБ России 
Matochenko  Anna, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Образовательные программы научно-консультационного отдела экологической информации ГПНТБ России
Education programs at RNPLS&T Ecological Information Research & Consultation Department. “Climate change” master class and research & practical workshop

Представлен обзор проектов научно-консультационного отдела экологической информации ГПНТБ России, направленных на экологическое просвещение и обучение школьников, а также созданных в помощь библиотекарям и педагогам основного и дополнительного образования. В частности, подробно рассмотрен опыт проведения мастер-класса - научно-практического семинара по вопросам изменения погоды и климата, подготовленного с использованием современных и старинных публикаций. Подведены итоги образовательных мероприятий.

The authors review the projects of RNPLS&T’s Ecological Information Research & Consultation Department targeted at students ecological education and learning and support of school librarians and teachers. In particular, the research and practical workshop and lesson on climate changes based on modern and old-time publications is described. The conclusions on holding education events are offered.


Мазурицкий  Александр Михайлович, Московский государственный лингвистический университет  доктор пед. наук; доцент; профессор
Mazuritsky  Alexander, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia 
Неизвестные судьбы: Д. Б. Марчуков - руководитель Государственного фонда литературы по восстановлению библиотек, разрушенных в годы Великой Отечественной войны
An uncelebrated life: D. B. Marchukov, head of the State Literature Foundation for Revival of Libraries Destroyed During the Great Patriotic War (WWII)

Подробно изложены ход и результаты многолетнего исследования, цель которого - раскрыть деятельность Государственного фонда литературы по восстановлению библиотек, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. Отражены существенные трудности, связанные с розыском соответствующих документов в государственных архивах; рассказано о встречах и беседах с бывшими сотрудниками Госфонда. В результате изысканий удалось собрать сведения о жизни и деятельности Д. Б. Марчукова, которые полны тайн и загадок. Статья подготовлена на основе лекции, представленной на Втором международном профессиональном форуме «Крым-2016».

The author discusses the findings of his long-time research aimed at revealing the work of the State Literature Foundation for Revival of Libraries Destroyed During the Great Patriotic War. He points to the difficulty he faced searching the national archives; reports on the meetings and talks with former GOSFOND (the national archive) officers. As a result of his research, the author compiled information on the life and work of D. B. Marchukov, full of mysteries. The article is based on the lecture delivered at the Second World Professional Forum “Crimea-2016”.


Гранкина  Ирина Ивановна, Обоянский филиал Курского колледжа культуры  почётный работник среднего профессионального образования РФ
Grankina  Irina, Oboyan branch of Kursk Regional College of Culture, Oboyan, Russia 
Формирование системы государственного управления общедоступными библиотеками и подготовкой кадров для них в октябре 1917 - начале 1919 г
Building the system of public libraries state management and library professional training in October 1917 - early 1919

Вкратце рассмотрено создание аппарата управления внешкольным образованием и общедоступными библиотеками, а также подготовкой кадров для них в центре и на местах. Освещено создание первых - советских - структур, отвечающих за подготовку кадров для общедоступных библиотек, в том числе библиотечной секции во внешкольном отделе Наркомпроса, которую возглавила О. И. Чачина. Отмечены первостепенные вопросы (в их числе - организация библиотечного дела в провинции, устроение специального учебного заведения для подготовки библиотекарей - библиотечной семинарии), к решению которых приступила библиотечная секция, вскоре преобразованная в Библиотечный подотдел.

The author reviews how the authorities for managing out-of-school education and public libraries, as well as professional training in the central cities and other regions, were established. The Library Section of NARKOMPROS Out-of-school Department was among the early Soviet institutions in charge of library professional training. The section was headed by O. I. Chachina. The priority problems to be solved by the Library section (soon transformed into the Library Subdepartment) are listed.


Ивина  Карина Владимировна, Московский государственный институт культуры  канд. пед. наук; доцент
Ivina  Karina, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia 
Книга в поле современного читателя: социокультурный анализ
The book within the modern readers environment: The sociocultural analysis

Рассмотрены объективные факторы снижения интереса к книге как культурному феномену. Определены роль и значение книги в развитии личности, обоснована необходимость чтения как важнейшего фактора сохранения интеллектуального потенциала нации и общества. Сделан вывод: отношение к книге коррелируется такими объективными факторами, как коммерциализация книжного рынка, сокращение количества библиотек, снижение уровня общей культуры в стране. Отмечено, что с внедрением цифровых технологий в коммуникационное пространство меняются и формы функционирования книг: от электронного варианта до аудиокниг. Подчёркнуто, что просветительская ценность книги незыблема.

The objective factors of decreasing interest towards reading books as a cultural phenomenon are examined. The role and impact of books on personal development are defined, the relevancy of reading as a significant factor for preserving national cultural potential is substanitated. The author concludes that attitude towards books and reading is correlated with objective factors, such as book market commercialization, decreasing number of libraries and degrading general culture of the nation. She also emphasizes that due to changing human environment and introduction of digital technologies into the communication space, the forms of book functioning have been changing, too (e.g. digital books, audiobooks). The author insists on unbreakable educational value of the books.


Артемьева  Елена Борисовна, ГПНТБ СО РАН  профессор
Artemyeva  Elena, RAS Siberian Branch State Public Library for Science and Technology 
Лаврик  Ольга Львовна, ГПНТБ СО РАН  доктор пед. наук
Lavrik  Olga, RAS Siberian Branch State Public Library for Science and Technology 
Межрегиональная научно-практическая конференция «Библиотека традиционная и электронная: смыслы и ценности»: итоги работы
Interregional research and practical conference “Traditional and Electronic Libraries: The essence and values”: Conclusions

Подведены итоги межрегиональной научно-практической конференции «Библиотека традиционная и электронная: смыслы и ценности» (4-6 окт. 2016 г., Новосибирск), представлены её участники. Охарактеризована программа конференции, перечислены её темы. Освещены отдельные мероприятия, в том числе «круглый стол», посвящённый памяти Б. С. Елепова.

The results of the interregional research and practical conference “Traditional and Electronic Libraries: The essence and values” (October 4-6, 2016, Novosibirsk) are discussed, its participants are introduced. The Conference agenda is characterized. Several events are discussed, including the round table in memory of Boris Elepov.


Казанцева  Вера Павловна, Научная библиотека Сибирского федерального университета  канд. пед. наук; заслуженный работник культуры Калужской области; заслуженный работник Всероссийского общества слепых
Kazantseva  Vera, Scientific Library of the Siberian Federal University Library and Publishing Complex (Krasnoyarsk) 
«Цифровые образовательные ресурсы и библиотечные смарт-системы» - секция в рамках конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения»
“Digital education resources and library smart systems” - “Informatization of Education and e-Learning”

Освещена работа специальной секции в рамках I Международной научно-практической конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения» (27-30 сент. 2016 г., Красноярск). Представлены прозвучавшие доклады, презентации, «круглый стол» «Информационно-библиотечная деятельность в электронной среде», выставка-презентация «Библиотеки ХХI века: новые технологии и системы» и другие мероприятия секции. Отмечено, что организацию подобных выставок планируется приурочить и к проведению заседаний Секции библиотек вузов РБА (май 2017 г., Красноярск).

The special section held within the 1-st International research and practical conference “Informatization of Education and e-Learning” is reviewed (September 27-30, 2016, Krasnoyarsk) is reviewed: papers, presentations, the round table “Library Information activities in electronic environment”, the exhibition “Libraries, the 21-st century: New technologies and systems”, and other events of the Section. The author says that similar exhibitions are planned for the future, including within the sessions of the RLS Academic Libraries Section (May, 2017, Krasnoyarsk).