главная страница   
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Информация для авторов
Порядок рецензирования рукописей статей

Содержание номеров
годы номера
2016 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2017 1, 2, 3, 4
Архив

Соколов  Аркадий Васильевич  Санкт-Петербургский государственный институт культуры  доктор пед. наук; профессор; заслуженный деятель науки РФ; заслуженный работник культуры (Санкт-Петербург)
Sokolov  Arkadiy  Sankt Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia 
На путях познания документосферы Часть 3*. Третье приближение к сущности документа: гуманистический подход On the ways to knowledge of doсumentosphere. Part 3. The third approach to the essence of documents: A humanitarian approach Подробно охарактеризованы кризисные явления в российском книжном деле, дисфункция книжного чтения, свёртывание библиотечных сетей и библиографической инфраструктуры. Освещены позитивные и негативные следствия взаимодействия библиосферы и интернетосферы. Выявлены факторы, делающие интернет притягательным средством ухода от реальности и получения удовольствия. Изучены антигуманистические последствия триумфальной экспансии сети в российскую культуру Показано, что библиотечные книжные фонды являются стратегическим ресурсом, который необходимо использовать для гуманизации российского общества XXI века. Рассмотрены стратегии информатизации и гуманизации документосферы, сформулированы актуальные проблемы библиотековедения и библиографоведения. Critical conditions in the Russian book industry, i.e. book reading dysfunction, scaling down of library networks and bibliographical infrastructure, are characterized. Positives and negatives of bibliosphere and Internet-sphere interaction are discussed. The author demonstrates that library book collections make the strategic resource to be used for humanization of Russian society in the 21st century. Strategies for documentosphere informatization and humanization are examined; current problems of library and bibliographic studies are formulated.
Колкова  Надежда Ивановна  Кемеровский государственный институт культуры  канд. пед. наук; доцент; профессор; заслуженный работник культуры РФ
Kolkova  Nadezhda  Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia 
Скипор  Инна Леоновна  Кемеровский государственный институт культуры  канд. пед. наук; доцент
Skipor  Inna  Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia 
Терминосистема предметной области «электронные информационные ресурсы»: взгляд с позиций теории и практики Term-system of the subject area of digital resources: From the viewpoint of theory and practice Рассмотрены объективные предпосылки и проблемы формирования терминосистемы предметной области «электронные информационные ресурсы». Дана оценка лексики, используемой при отражении электронных информационных ресурсов в составе контента сайтов центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Приведены результаты анализа межгосударственных и национальных стандартов РФ, регламентирующих терминологию в области электронных информационных ресурсов. Выявлены виды электронных информационных ресурсов в составе действующих стандартов. Сделан вывод о том, что терминологический аппарат, характеризующий отдельные виды этих ресурсов, отражен как в отдельных стандартах, так и в различных системах стандартов, нередко несогласованных между собой. Objective preconditions and problems of forming term-system of the subject area of digital information resources are examined. The vocabulary used for describing digital information resources within the contents of the www-sites of RF subjects’ central libraries is assessed. The findings of the analysis of international and RF national terminology standards in the area of digital information resources are introduced.
Сукиасян  Эдуард Рубенович  Российская государственная библиотека  канд. пед. наук; доцент; заслуженный работник культуры
Sukiasyan  Eduard  Russian State Library, Moscow, Russia 
Нашей профессии - 140 лет Our profession - 140 years В статье рассказано о том, как профессия библиотекаря получила признание в обществе. Подчёркнута роль Мелвиля Дьюи (1851-1931) в организации первого библиотечного журнала («Библиотечный журнал», 1876, США), создании первого библиотечного общества (Американская библиотечная ассоциация, 1876), провозглашении библиотечной профессии как самостоятельной, привлечении профессионально подготовленных женщин в библиотеки. Проанализировано, от чего зависит престиж профессии. Обращено внимание на то, что необходимо информировать общество о «внутренней» работе библиотеки. Отмечено: библиотекари должны обсуждать свои проблемы не только на страницах профессиональных изданий, но и в «широкой» прессе, на телевидении. How did the profession of the librarian become recognized by the society? The author emphasizes the role of Melvil Dewey (1851-1931) in the organization of the first library journal (The Library Journal, 1876, USA), creation of the first library society (American Library Association, 1876), declaration of the library profession as an independent one, entry of professionally trained women into libraries. He addresses the problems of interdependence between the library profession and the civil society organizations in contemporary Russia. He also scrutinizes on what factors the prestige of a profession depend.
Еременко  Татьяна Вадимовна  Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина  доктор пед. наук; профессор
Eremenko  Tatyana  S. A. Yesenin State University, Ryazan, Russia 
Типология информационно-этических ситуаций в научной деятельности современного российского вузовского сообщества On the typology of information ethical situations in research activities of the modern Russian university community Обоснована актуальность создания типологии информационно-этических ситуаций на современном этапе развития высшего образования в России; представлена авторская типология таких ситуаций. Типология построена на трех основаниях: виды нарушений информационной этики как ключевой признак; сферы возникновения ситуаций и группы субъектов, в них вовлечённые, как дополнительные признаки. Подчеркнуто, что представленные типологические признаки адекватно репрезентируют разнообразие информационно-этических ситуаций, возникающих в связи с нарушениями информационно-этических норм в различных сферах научной деятельности вуза с вовлечением в коммуникацию как индивидуальных, так и коллективных субъектов. Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00049 «Информационная этика современного российского вузовского сообщества». The relevance of the typology of information ethical situations at the present stage of development of higher education in Russia is justified and the author's typology of such situations is presented. The typology is based on three attributes: types of violations of information ethics as a key feature; situation conditions and groups of actors involved in situations as the additional features. This article was prepared within the framework of a research project № 15-03-00049 “Information ethics of modern Russian university community” supported by the Russian Foundation for Humanities.
Матлина  Слава Григорьевна  журнал «Библиотечное дело»  канд. пед. наук
Matlina  Slava  “Bibliotechnoye delo” (“Librarianship”) Journal 
Библиотечное пространство: основные принципы и характеристики. (Социокультурные аспекты). Часть вторая Library space: Main principles and characteristics. (Sociocultural aspects). Part two Приведён анализ основных принципов и характеристик библиотечного пространства, что позволяет очертить содержание деятельности современной публичной библиотеки. Освещены такие характеристики, как протяженность, неординарность, изменчивость, комфортность. Отмечено: маркетинговые исследования показывают, что библиотека сегодня интересна людям своей социально ориентированной деятельностью. Обращено внимание на то, что, создавая библиотечное пространство, необходимо учитывать не только универсальные психологические принципы, но и индивидуальные характеристики пользователей. Обоснована необходимость отказываться от устаревших профессиональных стереотипов, выстраивать новые модели взаимоотношений с пользователями. The given analysis of the library space principles and characteristics enables to define the substance of public library activities. The author insists on discarding outdated professional paradigms and on developing new models of library-user relationship.
Швецова-Водка  Галина Николаевна  Ровенский государственный гуманитарный университет, Украина  доктор ист. наук; профессор
Shvetsova-Vodka  Galina  Rovno State University of Humanities, Rovno, Ukraine 
Документоведение в библиотечно-библиографическом измерении: размышления над учебником Document science in the library and bibliographic dimension: Thoughts over the textbook Рец. на кн.: Гордукалова Г. Ф., Захарчук Т. В., Плешкевич Е. А. Документоведение. Ч. 1. Общее документоведение : учеб. / науч. ред. Г. В. Михеева. - Санкт-Петербург : Профессия, 2013. - 319 с. Рассмотрены основные положения теории документоведения, отражённые в учебнике для подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Представлены положения учебника, которые автор рецензии считает дискуссионными, обозначены содержащиеся в них противоречия. Отмечено, что в учебнике в целом не представлено место документоведения в системе наук, охарактеризована лишь его связь с библиотечно-библиографическими дисциплинами. Сделан вывод о том, что исходя из содержания учебник следовало бы назвать «Библиотечно-библиографическое документоведение». Уточнены отдельные определения и положения. Review of the book: Gordukalova G. F., Zakharchuk T. V., Pleshkevich E. A. Dokumento­vedenije. Ch. 1. Obshcheje dokumentovedenije [The Document Science. Part 1. General Document Science. A textbook / Sc. Editor G. V. Mikheeva. - St. Petersburh : Professija, 2013. - 319 p.]. Main provisions of the document theory comprised in the textbook intended for bachelors in library and bibliographic studies are examined. The authors conclude that the textbook content is more focused on ‘library and bibliographic document studies’ which title therefore would be more appropriate. Several definitions and provisions are specified.