главная страница   
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Информация для авторов
Порядок рецензирования рукописей статей

Содержание номеров
годы номера
2016 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2017 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Архив

Соколов  Аркадий Васильевич  Санкт-Петербургский государственный институт культуры  доктор пед. наук; профессор; заслуженный деятель науки; заслуженный работник культуры
Sokolov  Arkadiy  St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia 
На путях познания документосферы. Часть 1. Первое приближение к сущности документа: эмпирический подход On the ways to knowledge of doсumentosphere. Part 1. The first approach to the essence of the document: An empirical approach Рассмотрено содержание наиболее развитых отечественных наук о документе - архивоведения, документоведения, книговедения, музееведения. Сопоставлены исторически сложившиеся в них понятия «документ» и «книга». Отмечено, что расхождения в понимании документа в различных структурных составляющих документосферы препятствуют их объединению на практике и научной интеграции в теории. Обоснована актуальность синтеза архивов, библиотек, музеев как социальных институтов. The historically folded concept "document" and "book" is confronted in scientific disciplines of archive, documentation, museum, bibliology. Divergences in understanding of document in the different structural constituents of documentosphere prevent their association in practice and scientific integration in theories. The urgency of the synthesis of archives, libraries, museums, as a social institution, is substantiated.
Евстигнеева  Галина Александровна  ГПНТБ России 
Evstigneeva  Galina  Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Национальный доступ к международным базам данных в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» National access to international databases within the Federal Target Program “Research and Development in Priority Fields of the Science and Technology Complex of Russia for the Years 2014-2020” Кратко представлена поддерживаемая Министерством образования и науки РФ Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы», нацеленная на комплексное решение задач развития науки. Подчёркнута важная составляющая этой ФЦП - информационная поддержка науки и высшего образования. Освещены работы, проведённые в рамках двух контрактов между ГПНТБ России и Министерством образования и науки РФ: «Обеспечение лицензионного доступа к международным индексам научного цитирования» и «Обеспечение лицензионного доступа к полнотекстовым международным базам данных». Изложены их результаты. The author briefly characterizes the RF Ministry’s of Education and Science the Federal Target Program “Research and Development in Priority Fields of the Science and Technology Complex of Russia for the Years 2014-2020” and emphasizes the essential characteristic component of the Federal Target Program, i. e. information support of science and higher education. The projects under two contracts concluded between RNPLS&T and the RF Ministry of Science and Education, namely “Provision of licensed access to the international science citation indices” and “Provision of licensed access to the international full-text databases” are described. The project results and ways for further progress are discussed.
Борисова  Ольга Олеговна  Орловский государственный институт культуры  доктор пед. наук; профессор
Borisova  Olga  Orel State Institute of Arts and Culture, Orel, Russia 
Стёпина  Наталья Александровна  Орловский государственный институт культуры 
Styopina  Natalya  I. S. Turgenev Orel State University, Orel, Russia 
Интеграция сервисной деятельности библиотеки в контексте формирования информационной среды образовательного учреждения. (Опыт библиотеки Приокского государственного университета) Integration of library services in the context of building university information environment. (Case study of Prioksky State University) Раскрыт сервисный подход в деятельности библиотеки образовательного учреждения: институт сервиса призван заботиться об улучшении качества жизнедеятельности человека, выступать инструментом его социализации, адаптации. Сделан вывод о том, что в контексте новой парадигмы образования на первый план в библиотеке Приокского госуниверситета выходит сервисная деятельность, направленная на повышение эффективности и качества обслуживания пользователей, координацию работы всех структурных подразделений вуза. The service-oriented approach of the university academic library is highlighted: The social institution of services is to increase quality of living, to be a tool of socializing and adaptation. The authors conclude that in the context of the education new paradigm the services make the focus of Prioksky State University Library to foster efficient library operation and coordination within the university divisions.
Свергунова  Наталья Мирославовна  Научная библиотека Приокского государственного университета 
Svergunova  Natalya  Prioksky State University, Orel, Russia 
Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде Libraries in social media: The need or tribute to fashion? Рассмотрены вопросы целесообразности и эффективности деятельности библиотек в блогосфере и социальных сетях. Обоснована необходимость разработки законодательных актов, регламентирующих работу библиотек в соцсетях. Сделан вывод: чтобы эта деятельность принесла положительные результаты, она должна быть целенаправленной и систематической. The issues of meaningfulness and efficiency of libraries’ blogging and presence in social networks are explored. The need for law regulation of libraries’ activities in social media is justified. The author concludes that the libraries activities in social media have to be well-aimed and systematic to bring positive results.
Бахтурина  Тамара Александровна  Российская государственная библиотека 
Bakhturina  Tamara  Russian State Library, Moscow, Russia 
Стандарты СИБИД в начале XXI века: обновление и расширение информации SIBID standards at the beginning of the XXI century: Renovation and expansion of information В развёрнутой преамбуле к Перечню стандартов представлена информация о методических решениях, принятых для данного перечня, определено, какие обязательные и факультативные элементы применяются в записях. Перечень стандартов состоит из двух частей. Первая часть посвящена национальным стандартам Российской Федерации, вторая - межгосударственным и другим действующим стандартам СИБИД. Национальные стандарты представлены оптимальным набором областей и элементов описания для отражения национальных стандартов в каталогах и библиографических изданиях, а межгосударственные стандарты представлены краткими записями. The current Russian national and interstate standards on information, librarianship and publishing (SIBID), their connection with the previous standards are explored. The article opens with the deployed preamble to the List of standards, which gives information about the methodological decisions taken and determines the mandatory and optional elements to be used in records. The List of standards consists of two parts. The first part is devoted to the national standards of the Russian Federation, and the second part - to the interstate and other applicable SIBID standards. National standards provide an optimal set of description areas and elements to reflect national standards in catalogs and bibliographic publications, but interstate standards also allow for brief records. We also consider the impact of the Russian national and interstate standards on information, librarianship and publishing, their connection with the previous standards.
Крымская  Альбина Самиуловна  Санкт-Петербургский государственный институт культуры  канд. пед. наук
Krymskaya  Albina  St. Petersburg State University of Culture, St. Petersburg, Russia 
Развитие аналитических компетенций библиографа в системе повышения квалификации: опыт Санкт-Петербургского государственного института культуры Improving analytical competences of bibliographers in professional development system: The experience of St. Petersburg State Institute of Culture Рассмотрены программы повышения квалификации для библиографов, реализуемые в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Предложены пути решения проблем, возникших в результате снижения расходов на повышение квалификации в библиотеках и сокращения количества предложений на рынке образовательных программ, направленных на формирование аналитических компетенций. Подчёркнуто, что решение существующих проблем поможет сохранить и приумножить опыт библиографов-профессионалов, который может быть использован не только в библиотеках, но и в аналитических центрах. Professional development programs for bibliographers implemented in ST. Petersburg Stat Institute of Culture are examined. Solutions for the problems, firstly, of decreased funding of professional development in libraries and, secondly, the decreased offers in the market of education programs for analytical competences, are proposed. These solutions are to save and increase professional expertise of bibliographers and to use it not only in libraries but also by analytical centers.
Болдырев  Пётр Алексеевич  Научная библиотека Оренбургского государственного университета  канд. техн. наук
Boldyrev  Petr  Orenburg State University, Orenburg, Russia 
Совершенствование управления персоналом в библиотечно-информационной системе университета Professional enhancement at the University’s Library and Information System Предложена схема системы управления персоналом библиотеки, которая проанализирована с точки зрения планирования персонала, формирования трудовых ресурсов, развития персонала, оценки и стимулирования труда на основе анализа содержания и статистических показателей работы сотрудников. Рассмотрена функциональная модель управления персоналом библиотеки, позволяющая на основе данных библиотечно-информационной системы университета формировать информацию, которая помогает принимать решения в управлении человеческими ресурсами. Модель отображает взаимосвязанные функции, осуществляемые в целях своевременного получения полных результатов процесса управления персоналом. Представлена автоматизированная информационная система, отличительная черта которой - реализация функций мониторинга объективных данных о работе различных сотрудников, отделов и библиотеки в целом по широкому кругу показателей и анализа исполнения поручений каждым сотрудником, для обеспечения своевременного принятия управленческих решений. The paper proposes a scheme of library personnel management from the perspective of personnel planning, staffing, evaluation and incentives based on content analysis and statistical work performance of employees. The functional model of library personnel management allows to generate information to support decision-making in human resources management on the basis of library and information system of the University. The model comprises interrelated functions performed in order to obtain complete and timely results of the process of personnel management. The author presents an automated information system, which purpose is to monitor functions of objective data about the various employees, departments and libraries in the whole wide range of indicators and to analyze the performance of library employees to ensure timely management decision-making.
Сукиасян  Эдуард Рубенович  Российская государственная библиотека  канд. пед. наук; доцент; заслуженный работник культуры
Sukiasyan  Eduard  Russian State Library, Moscow, Russia 
Юбилейный сборник трудов конференции «Электронные ресурсы библиотек, музеев и архивов» Jubilee collection of works of St. Petersburg conference Представлен сборник избранных трудов конференции «Электронные ресурсы библиотек, музеев и архивов», которую с 2005 г. проводит Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург). В сборнике опубликовано 45 наиболее интересных докладов, что составляет примерно шестую часть от прочитанных за 10 лет существования этой конференции. The collection of selected presentations from the conference "Electronic Resources of Libraries, Museums and Archives" which since 2005 is hosted by V. V. Mayakovsky Central City Public Library (St. Petersburg) is reviewed. Forty five most interesting papers (approximately the one-sixth part) presented in 10 years are published in the book.
Мазурик  Наталия Александровна  ГПНТБ России 
Mazurik  Natalya  Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia 
Новая Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего»: начало большого пути New National Library Association «Libraries of the Future»: The Way Begins Освещены «круглый стол» и пресс-конференция, посвящённые началу деятельности Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего» (НАББ). Изложены прозвучавшие на мероприятии выступления её руководителей, представителей библиотек и организаций-учредителей НАББ, в которых они рассказали о её целях и задачах, основных направлениях работы и ключевых программах. The Round Table and the Press Conference on the occasion of the National Library Association «Libraries of the Future» start of operation are discussed. Communications by NALF President and Vice Presidents, representatives of libraries and institutions - NALF founders are analyzed. NALF goals and objectives, major focus area and key programs speakers highlighted in their communications are presented.
Сукиасян  Эдуард Рубенович  Российская государственная библиотека  заслуженный работник культуры
Sukiasyan  Eduard  Russian State Library, Moscow, Russia 
«Мы живём, чтобы оставить след...». Памяти Т. Ф. Каратыгиной (1937-2016) «We live to make a contribution...». In memory of Tatyana Fedorovna Karatygina (1937 - 2016) Статья посвящена памяти профессора Т. Ф. Каратыгиной - Библиотекарю с большой буквы, талантливому педагогу и учёному, более полувека служившей нашей профессии. This article is in memory of Tatyana Karatygina, Doctor of Science in Pedagogy, a great librarian, pedagogue, and researcher, who served library profession devotedly for over half century.