Отчет

Отчет об участии в Лондонской книжной ярмарке

с 13 по 19 апреля 2013 г

В соответствии с планом международного сотрудничества ГПНТБ России советник генерального директора А.И. Земсков был командирован 13 – 19 апреля 2013 г. в Лондон, Великобритания, для посещения семинаров и участия в работе Лондонской книжной ярмарки (LBF 2013).

Заявленный девиз ярмарки – «Заставляя слова продвигаться дальше» (Making Words Go Further) нашел свое отражение в тематике многочисленных семинаров (всего в ходе выставки проведено 250 бесплатных для посещения семинаров – помимо крупных платных конференций и собраний). В выставке участвует более 25 000 профессиональных издателей.

London13 1 

Рисунок 1. Гостиница Victoria Inn, в которой проживала делегация

 

1.Журнал «Нью Йоркское книжное обозрение»

Особое место среди материалов, приуроченных к выставке, занимает посвященный LBF 2013 журнал «Нью Йоркское книжное обозрение» (The New York Review of Books, April 25 – May 8, 2013, London Book Fair Issue). Редакционная статья профессора истории Гарвардского университета г-на Роберта Дарнтона (Robert Darnton) «Электронная публичная библиотека Америки – открыта!» ( The Digital Public Library of America Is Launched!) является по своему охвату и глубине анализа важным интегрирующим документом, позволяющим читателю понять, что происходит на наиболее важных направлениях изменений в библиотечном мире. По-моему мнению, только ежегодный Крымский доклад может соперничать с обзором профессора Дарнтона.

 London13 2

Рисунок 2. Специальный выпуск «Нью Йоркского книжного обозрения»

 

В выпуске, посвященном London Book Fair 2011 года проф. Дарнтон очень детально рассказал о сути судебного рассмотрения мирового соглашения компании Гугл с истцами, этот анализ можно считать пособием по изучению основ и принципов авторского права.

В выпуске, посвященном London Book Fair 2013 года, столь же детально излагаются совершенно необычные для нас, российских библиотекарей, и вообще граждан России, подходы к созданию систем национального значения.   Никаких Постановлений партии и правительства, ФЦП или Нацпроектов: группа товарищей собралась и решила, что «так нужно для страны». Готовность выделить собственные (а не государственные!!) ресурсы, пожертвовать своим временем, создавая гигантскую распределенную систему на базе волонтерского труда, сетевых технологий и широкого обсуждения. Принципиальная разница с тем, как создавались, например, Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина или Научный центр Сколково. Читать эту статью полезно для душевного здоровья и немного завидно; ну а если дело окажется успешным – то последствия для мирового библиотечного сообщества могут быть грандиозными.

London13 3 

Рисунок 3. Профессор истории Гарвардского университета Роберт Дарнтон

 

Итак, 18 апреля официально открыта Электронная публичная библиотека Америки, ЭПБА (Digital Public Library of America, DPLA).

Это проект по обеспечению доступности коллекции американских научных библиотек, архивов и музеев для всех американцев, а в конце концов для всех людей планеты. Вообще говоря, ЭПБА представляет собой слияние двух базовых концепций, которые создали американскую цивилизацию: утопия и прагматизм. Отцы-основатели США глубоко верили, что здоровье государства зависит от свободного обмена идеями. Как считает проф. Дарнтон, «Благодаря Интернету мы сейчас можем реализовать мечту Джефферсона и Франклина, у нас имеются технологические и технологические ресурсы для того, чтобы сделать все коллекции наших библиотек доступными для всех наших граждан. В этом и состоит миссия ЭПБА».

ЭПБА – это не огромное здание с куполом, это распределенная система электронных документов из коллекций библиотек, университетов, архивов и музеев. На первых шагах ЭПБА обеспечит доступ к произведениям (книгам, рукописям, произведениям искусства), которые уже оцифрованы. Вокруг этого ядра будет расти массив самых различных документов, способных составить национальную электронную библиотеку. Идея создания такой библиотеки возникла в ходе конференции в Гарварде 1 октября 2010 года, в которой участвовало более 40 человек руководителей библиотек и крупнейших благотворительных фондов. Базовая идея состояла в том, чтобы сделать основную часть мировой литературы бесплатно доступной для всех граждан путем создания крупной коалиции фондов и библиотек. Было решено, что библиотека будет представлять собой открытую распределенную сеть онлайновых ресурсов.

Можно подумать, что компания Гугл уже выполнила значительную часть работы, создав (по последним оценкам) коллекцию из 30 миллионов оцифрованных книг. В ходе последовавших судебных разбирательств, Гугл пришел к соглашению со своими оппонентами, пригласив их стать участниками проекта. В результате исходный замысел Гугла по формированию поискового сервиса превратился в создание коммерческой библиотеки. При этом научные библиотеки должны будут платить за подписку на доступ к тем публикациям, которые они в свое время передали Гуглу бесплатно. Как известно, суд Южного федерального округа Нью- Йорка в марте 2011 года отказался утвердить это соглашение.

При создании ЭПБА был сформирован исполнительный комитет в Центре Беркмана в Гарварде и 6 групп, изучающих ключевые аспекты: управление, финансы, технологическая инфраструктура, авторское право, содержание коллекций и целевая аудитория.

Эти группы росли и развивались сами по себе, опираясь на следующие принципы:

- вклад добровольцев;

- «крауд сорсинг» (crowdsourcing) – технология выполнения какой то задачи путем обращения к неопределенной заранее группе людей, например, как это происходит при пополнении Википедии

- открытые сетевые дискуссии.

Сотни людей оказались вовлеченными в активную работу и тысячи людей участвовали в бесконечных дебатах. Таким образом создалось ощущение сопричастности и формирование сообщества в стиле 21-го века – открытого для всех, виртуального и при этом абсолютно реального. 40 добровольцев представили бета-версию программного обеспечения для ЭПБА, которая потом прошла тестирование. Метаданные собираются в депозитарии – в том, что можно было бы назвать «тыловая часть» платформы, а прикладные программы на «переднем фронте» позволяют передавать документы отдельным пользователям. Читатели могут просто обращаться к ЭПБА по сетевому адресу http://dp.la. Крупнейшие библиотеки и музеи страны, – среди них библиотека Гарвардского университета, Нью-Йоркская публичная библиотека и система смитсонианских музеев – участвуют в проекте. Крупнейшие благотворительные фонды страны симпатизируют этому проекту. Первые 3 года существования ЭПБА финансировались фондами Sloan, Arcadia, Knight, Soros Foundations, National Endowment for the Humanities, Institute of Museum and Library services. Объединенные усилия этих фондов могут создать электронный эквивалент библиотеки Конгресса в течение 10 лет. И, конечно, спонсоры надеются, что сама библиотека Конгресса примет участие в работе ЭПБА.

Основные препятствия к росту ЭПБА – это юридические, а не финансовые проблемы. Законодательство об авторском праве исключает все опубликованное после 1964 года, большинство работ, опубликованных после 1923 года, даже некоторые после 1873 года. Судебные решения последних нескольких месяцев приоткрывают возможность, используя положения о «справедливом использовании» (fair use, содержащиеся в законе 1976 года), распространения ряда льгот и послаблений, обеспечивая доступность более новых книг для некоторых целей, например, для обслуживания слабовидящих или в интересах некоторых видов обучения. И если, как ожидается, ЭПБА не будет предоставлять доступ к книгам, которые в данный момент имеются на книжном рынке, то можно полагать, что авторы и издатели будут передавать свои права в ЭПБА.

Как считают авторы проекта, «в любом случае мы не можем полагаться только на решение судов; для решения правовых вопросов следует создать эффективную администрацию». Неформальный секретариат в Гарварде заменила не коммерческая корпорация, созданная в соответствии с пунктом 501 (с) 3 Налогового Кодекса США, создан совет директоров; 6 групп трансформировались в систему комитетов с четко обрисованными функциями. Исполнительным директором назначен Даниель Коэн (Daniel Cohen) – великолепный историк и эксперт по интернету из университета Джорджа Мэйсона (George Mason university). Еще один принципиальный момент, «мы не планируем создавать громоздкую бюрократическую систему». Напротив, распределенный характер ЭПБА означает, что ее операции будут охватывать всю стану. Растущая коллекция метаданных (в Гарварде уже имеется 12 миллионов метаданных в открытом доступе) будет храниться на основе облачной технологии и функционирование будет осуществляться через два типа узлов (hubs).

Узел содержания (content hub) – это крупный репозитарий, размещенный в каком-то физически ощутимом месте – наподобие Интернет-архива в Сан-Франциско. Информация из этих узлов будут напрямую доставляться пользователю без посредников.

Узлы обслуживания (service hub) – это центры по сбору материалов, которые будут предоставлять различные услуги на уровне штата или региональном уровне.

ЭПБА не может напрямую работать со всеми библиотеками, архивами и музеями США, это слишком бы усложнило систему. Но взаимодействие местных учреждений координируется на уровне штатов, поэтому ЭПБА будет работать со штатами, создавая интегрированную систему национального уровня. 40 штатов уже имеют электронные библиотеки и уже созданы 7 сервисных узлов ЭПБА. Архитектура ЭПБА спроектирована с учетом взаимодействия системы Europeana, которая спонсируется Европейским Союзом. В течение жизни одного поколения можно будет создать сеть мирового масштаба, объединяющую библиотечные и музейные коллекции. Крупнейшие научные библиотеки уже создали огромные оцифрованные коллекции, и они сами по себе могут быть «документальными узлами». Например, узел, расположенный в Гарвардском университете, предоставит в распоряжение ЭПБА к 18 апреля с.г. от двух до трех миллионов документов.

 

2.Семинары

 

2.1 Семинар с «говорящим» названием «Большие ожидания электронных книг – доступны ли они? Заседание клуба любителей интерактивных электронных книг» (Great Expectations of e-books: Are they accessible? An interactive e-book club session ) был построен на примере работы с отрывком из романа Чарльза Диккенса «Большие ожидания». (Charles Dickens, Great Expectations). Участвовали в семинаре представители обществ слепых (в том числе один совершенно слепой докладчик, для него электронные книги означают революцию в жизненном укладе), проекта EDItEUR, проекта TIGAR, Ассоциации издателей. Разговор в основном шел о помощи слабовидящим путем использования технологических возможностей считывателей различных типов (компьютеров, смартфонов, «читалок») и программных возможностей (конкретно – увеличение размера шрифта, интервалов и т.п.), выбор программ автоматического чтения (мужской или женский голос, спокойно или «с выражением» чтение, темп чтения, диалекты данного языка и т.д.).

2.2       Три вузовских издателя представители Elsevier, Oxford University Press, Cambridge University Press поделились своим видением развития этой отрасли на семинаре «Вузовские издательства все еще открыты для бизнеса?» (Academic Publishers: Still Open for Business?). Обсуждение должно быть реакцией на публикацию доклада леди Финч. Семинар вела г-жа Одри Маккалох (Audrey McCulloch), руководитель Ассоциации издателей профессиональных и ученых обществ (Association of Learned and Professional Society Publishers, ALPSP). Докладчик из Оксфорда сравнила преимущества и недостатки «золотого» и «зеленого» направлений в открытом доступе и сообщила, что издательство Oxford University Press создано в 1478 г. и является крупнейшим в мире университетским издательством с годовым оборотом более 1 млрд. фунтов; они выпускают 13 наименований журналов полностью открытого доступа и для 200 наименований поддерживают гибридную схему публикаций. Для «зеленого» пути чаще используется эмбарго 12 месяцев.

London13 4 

Рисунок 4. Одри Маккалох, руководитель Ассоциации издателей профессиональных и ученых обществ

Представитель Cambridge University Press отметила хроническое падение выпуска монографий, и невысокий темп роста числа электронных монографий. Отмечен любопытный факт: пользователи считают печатные книги более надежным источником информации, нежели электронные. Студенты все чаще читают электронные монографии, но предпочитают ссылаться на печатные версии.

Достаточно информативным был обзор открытого доступа (Open Access: Overview and Considerations), представленный Дэвидом Темпестом (David Tempest) из компании Эльзевир. По его мнению основными движущими силами Открытого доступа являются:

- моральные соображения – оплаченные налогоплательщиками исследования должны быть общедоступными;

- ощущение того, что традиционная система публикаций несправедлива по отношению к авторам;

- открытый доступ обеспечивает более высокий уровень цитирования и более широкое распространение;

- открытый доступ обеспечивает более быстрое продвижение науки.

Дополнительная поддержка развитию систем открытого доступа оказывается правительствами – имеются в виду предстоящие решения в Великобритании и в Европейском Союзе, которые безусловно повлияют на позиции других стран, а также – позиция грантодателей – выдача грантов под гарантии доступности и позиция учреждений – требование размещать результаты исследований в институциональном репозитарии.

 London13 5

Рисунок 5. Динамика роста доли опубликованных в мире статей открытого доступа за 1996 – 2011 гг. (данные автора)

 

По общему мнению выступавших, доля открытого доступа пока невелика, но растет очень быстро. Динамика роста доли опубликованных в мире статей открытого доступа за 1996 – 2011 гг. показана на рисунке 5. По оценкам компании Эльзевир, в 2013 год ~10% всех статей по медицине, науке и технике будет в открытом доступе. В 2014 году ожидается публикация примерно 300 000 статей в открытом доступе.

Позиция компании Эльзевир в отношении открытого доступа

Мы поддерживаем устойчивый доступ и активно работаем по формированию различных вариантов открытого доступа наряду с другими проектами, направленными на то, что бы любой человек мог бы прочитать, использовать и доверять результатам новейших исследований.

Мы готовы к сотрудничеству с различными партнерами в научном сообществе, библиотечном сообществе, с грантодателями и иными заинтересованными организациями и лицами.

Команда Эльзевир всегда готова к встречам, обсуждениям и установлению сотрудничества, которое поможет улучшить доступ к результатам исследований.

Как показывает опыт, пользователи не понимают сути лицензий Creative Commons BY.

2.3 Семинар-тренинг по теме «Создание цифрового продукта: принципы конструирования с учетом интересов пользователя» (Developing a Digital Product: Principles of User Centred Design) проводила г-жа Зельда Риандо (Zelda Rhiando), которая на нескольких конкретных примерах создания детских компьютерных игр продемонстрировала объявленные принципы. Нужно сказать, что некоммерческая организация – Центр подготовки издателей (Publishing Training centre) – проводит подобные 1–дневные (стоимость участия около 400 фунтов) или 2-х дневные (800 фунтов) семинары по широкому кругу тематик, в том числе курсы по сетевому и цифровому изданию, маркетингу, интеллектуальной собственности и правовым вопросам, редакторские курсы и т.п.

 

2.4 Очень хорошо была подготовлена дискуссия «Кому следует заниматься нарушениями авторского права – кто и какую роль играет?» (Tackling copyright infringementwhose role is it anyway? ). Должно ли государство больше делать для защиты авторских прав или это обязанность самого бизнеса? Обсуждение вели ведущие практики – представители креативных отраслей:

Ведущий – Ричард Моллет (Richard Mollet), руководитель британской Ассоциации издателей (Chief Executive Publisher's Association)

 

http://www.musictank.co.uk/resources/speaker-biographies/richard-mollet&ei=qxF0UZGNO8il4AT1kIDoAQ&psig=AFQjCNHwcL_5z2SGXHFIZ-tiJWuw3XPtVw&ust=1366647596000863">

 

London13 6

Рисунок 6. Г-н Ричард Моллет, руководитель британской Ассоциации издателей

 

По его мнению, глупо считать нарушения авторского права неотъемлемой частью жизни в 21-м веке. Столь же глупо рассматривать нарушения как некую разновидность рекламы. Слишком наглядны примеры того, как высокий уровень нарушений влечет за собой падение продаж и угасание отрасли; пример – музыкальный рынок Испании. Так что соглашаться с воровством не нужно и что-то следует делать. Конечно, в основе решения должна быть позиция самой индустрии, которой следует создавать высококачественные недорогие сервисы. И, конечно, государству следует в первую очередь защищать публичный сектор. Г-н Моллет назвал 5 соображений, определяющих позицию государства в этом вопросе:

Правоохранительная функция– изначальная задача государства. И неважно, идет ли речь о трудовом праве, или правилах дорожного движения или авторском праве. Каждое нарушение должно наказываться.

Налогообложение не должно страдать вследствие нелегального пользования творческими произведениями. Каждый раз, когда происходит нелегальная выгрузка (уровень таковых достигает 30%), казна недосчитывает дохода, а компания – средств для выплат зарплат и уплаты налогов.

Обновление законодательства – исключительная функция государства.

Поддержание баланса интересов всех участников, но это равновесие не должно вырождаться в заигрывание с нарушителями.

Уровень полномочий необходимых для решения всех этих задач – это государственный уровень. Если у нас есть соответствующее Министерство, то ему и следует этим заниматься.

Комментаторы на семинаре –г-н Джефф Тэйлор (Geoff Taylor), руководитель Британской звукозаписывающей компании (Chief Executive British Phonographic Industry, BPI); лорд Клемент-Джонс (Lord Clement-Jones), представитель Комитета палаты лордов по культуре, спорту и СМИ (Spokesman for Culture, Media and Sport in the House of Lords); г-н Гидон Фриман (Gidon Freeman), директор департамента вещательной компании NBC Universal.

 London13 7

 

Рисунок 7. Лорд Клемент-Джонс, представитель Комитета палаты лордов по культуре, спорту и СМИ

С обширным статистическим материалом выступил руководитель отдела авторских прав независимого регулятора в телекоммуникационных отраслях Великобритании, компании Ofcom г-н Жюстин Ле Патурель (Justin Le Patourel). Анализ 5 000 ответов на сетевую анкету показывает, что 28% из тех, кто осуществлял доступ к сетевым материалам (это соответствует 16% интернет пользователей), нарушают авторское право. Какая доля сетевых документов просматривается нелегально? Это зависит от вида материала (см. рисунок 8).

Музыка                    24%;

Фильмы                   47%

ТВ программы        20%

Книги                      12%

Видео                       10%

За последние 3 месяца просматривается нелегально до 47% фильмов, до 10% книг. Иллюстративный материал дается на рисунках 8 – 13.

 

 London13 8

 

 

 

Рисунок 8. Распределение пользования легально полученными или нелегальными документами, усреднение по всем типам документов.

 

London13 9 

 

Рисунок 9. Какая доля сетевых документов используется нелегально (учитываются пользователи старше 12 лет), книги, всего 78 млн файлов

 

 

 London13 10

 

Рисунок 10. Какая доля сетевых документов используется нелегально (учитываются пользователи старше 12 лет), фильмы, всего 95 млн файлов

 

 London13 11

 

Рисунок11. Какая доля сетевых документов используется нелегально (учитываются пользователи старше 12 лет), музыкальные произведения, всего 1226 млн файлов

 

 London13 12

 

Рисунок 12. Какая доля сетевых документов используется нелегально

(учитываются пользователи старше 12 лет), ТВ программы, всего 273 млн файлов

 

 

 London13 13

 

Рисунок 13. Какая доля сетевых документов используется нелегально

(учитываются пользователи старше 12 лет), видео игры, всего 68 млн файлов

 

Распределение активности нарушителей близко к закону Брэдфорда: 20% наиболее активных из тех, кто ворует ТВ программы, совершают 75% всех нарушений.

Среди нарушителей больше молодых мужчин, в особенности в первых по активности («злостности») 20% нарушителей; при этом до трети из них утверждают, что не знают о своих нарушениях. Достаточно любопытно, что те, кто часто грешит нелегальным доступом, расходуют на легальные покупки значительно больше, чем абсолютно честные люди, в особенности это касается музыки. Можно сделать вывод, что пользователю – меломану все равно: если есть легальная копия, – он ее покупает, если нет легальной копии – он берет нелегальную.

Эти выводы подтверждает реакция на вопрос «Что могло бы остановить нарушителей?».

Приводим 5 первых по частотности ответов от наиболее «злостных» нарушителей:

1.Сервисы должны быть дешевле46%

2.Все должно быть доступно34%

3.Все должно быть доступно сразу же после создания (выпуска)29%

4.Должна быть подписка на сервисы 31%

5.Должен быть более удобный доступ29%

 

Компания Гугл, как крупнейший мировой поисковик, технологически имеет полную возможность получить информацию об адресах нарушителей авторского права в сети, но пока ничего не делает. Как отметил лорд Клемент-Джонс, всем нужно учиться на ошибках музыкальной индустрии, чтобы не повторять их. По его мнению, правительство не вкладывает средства в охрану интеллектуальной собственности, в развитие защитных систем.

2.5       По мере увеличения активности использования планшетных (таблетных) компьютеров, происходит размывание границ между электронными книгами и компьютерными играми. Эта тема обсуждалась на семинаре «Внедрение игр в публикации» (Gamification of Publishing). Семинар вел Ангус Филлипс (Angus Phillips), директор вуза по издательскому бизнесу Oxford International Centre for Publishing Studies. Участники дискуссии: Эрик Хуанг (Eric Huang) , руководитель детского отделения издательства Пингвин New Business/IP Acquisitions Director, Penguin Childrens Group; Саймон Мик (Simon Meek), креативный директор компании по разработке компьютерных игр The Story Mechanics; Бекки Дэглер (Becky Degler), специалист по сетевым публикациям издательства John Wiley & Sons. Зал был переполнен – слушатели сидели на полу, в проходах, на кондиционерах, стояли в коридоре.

Сейчас существуют книги игр и игры с книгами – то, что мы, например, называем интерактивным продуктом для детей. Дети сами активно участвуют в модификации игр, добавляя диалоги, куски текста, новые эпизоды. Широко распространилась конверсия текстов в игры и наоборот игр – в тексты – (рассказы или повести и т.п). Фактически речь идет о творческой работе наподобие экранизации романов или превращения повести в пьесу. Писать дополнительные программы – также распространенное занятие игроков. «Мы формируем армии талантливых людей», заявил один из участников дискуссии.

Как отметила г-жа Бекки Дэглер, в среднем ребенок до достижения возраста 21 год проведет в играх 10 000 часов. Средний возраст игрока сейчас составляет 37 лет, в среднем люди тратят в месяц сотни фунтов на игры (расходы на игры выше, чем расходы на обучение) и, по ее мнению, можно говорить об игровой революции (gaming revolution). Г-жа Дэглер считает, что любовь к играм на 75% состоит из психологии и на 25% из технологии. Многие из социальных сетей по сути являются играми.

Мотивация к играм: люди вовлечены и активно стремятся добровольно преодолеть ненужные препятствия, Основные компоненты развития игромании:

Ясно сформулированные задачи.

— Достижимые цели.

— Помощь и поддержка.

— Занимательность.

Можно отметить, что суммарный оборот быстро растущей игровой отрасли (65 млрд. долларов в 2012 году) давно превзошел оборот музыкальной индустрии (16,5 млрд долларов в 2012 году , данные International Federation of the Phonographic Industry)

2.6 Достаточно схоластично и невыразительно прошел семинар «Какие следующие шаги следует делать с анализом данных? Руководство для научных издателей» (What next for data analysis? A scholarly publisher’s guide). Ведущая семинараг-жа Ли Анн Коулман (Lee-Ann Coleman), руководитель Отдела научно-технических и медицинских изданий Британской библиотеки (Head of Science, Technology and Medicine, British Library) и выступающие Фил Херст (Phil Hurst), Publisher, Royal Society, Ричард Кидд (Richard Kidd), Royal Society of Chemistry и Брайан Хоул (Brian Hole), CEO, Ubiquity Press, достаточно сухо рассказали о работе системы DataSite (Британская библиотека является соучредителем этой системы), в которой сейчас находится 1,3 млн наборов данных.

 

2.7     Семинар под названием «Типография электронных книг» (eBook Typography) оказался фактически руководством по пользованию программными возможностями «читалок» электронных книг; речь идет о работе систем формального языка описания внешнего вида документа Cascading Style Sheet.

2.8     Семинар Оксфордского научного издательства «Сетевые научные издания Оксфорда – новый подход к традиционным печатным документам» (Oxford Scholarly Editions Onlinerethinking traditional print content for the digital environment) представлял собой демонстрацию научной обработки оцифрованных текстов наиболее разумным и эффективным образом. В результате создается глубоко проработанная и откомментированная версия, у нас она называется академическое издание. Всего выпущено 171 научное (академических) издание (82 000 печатных страниц), оцифровано 12 000 различных изданий, выпущенных с 1485 г. по 1660 г., в том числе 200 пьес, 7 000 поэм, 5 000 писем. Очень важно, что выложенные в сеть оцифрованные материалы могут перечитываться (расшифровываться) многими людьми.

2.9     Что касается проблемы электронных книг, то примечательны дебаты по теме «Амазон – друг или враг?» (Amazon : Friend or Foe?).   Защитники компании указывали на несправедливость обвинений в ее адрес, отметив, что « Компания пионерски использует свойства интернета и цифровых технологий. Они сумели создать критическую массу материалов, интересных для чтения, создали технологии самопубликаций для авторов, формируя тем самым дополнительный канал проявления креативности». Оппоненты же отмечали, что компания столь велика, что не конкурирует, а уничтожает другие компании. Имея офис в Люксембурге, компания существенно снизила налогообложение и может демпинговать на британском книжном рынке. В Великобритании в 2012 г. 95% покупок электронных книг сделано в компании Амазон, а из 1,3 млн. купленных «читалок» 92% – это Kindle той же компании. Примечательно также, что покупатели электронных книг весьма активно закупают (через ту же компанию Амазон) и печатные книги. Еще аргументы: оппонентов: «Амазон заявляет, что ей нужны только писатели и читатели. Вы действительно хотите, чтобы исчезли книжные магазины, и серьезно уменьшилось количество издательств и агентов?»

В журнале The Bookseller Daily от 16 апр., 2013, с.9 приводится интервью с Михаэлем Крюгером (Michael Kruger), который за 45 лет работы в издательском бизнесе опубликовал труды 16 нобелевских лауреатов. На вопрос о влиянии цифровых технологий на издательский бизнес он отвечает: «Темп перемен лишает меня речи и это означает, что любые пророчества бессмысленны. Но число людей, желающих читать электронные тексты, будет расти – от нынешних 4% ( в Германии) до по крайней мере 10%. К сожалению, читатели электронных книг любят плохие книги – то есть такие, которые выпускаются книготорговцами для того, чтобы иметь возможность выпустить также хорошую книгу. Мое представление об электронной библиотеке такое: в ней должно быть 40% поэзии – от Мильтона до Хини; 40% романов (только хороших); 19% литературной критики и философии; 1% книг «сделай сам» – как починить велосипед, как приготовить салат, и тому подобное. Все другие книги должны выпускаться только на бумаге, как бы не протестовали экологи»

Один из заключительных семинаров «Это только модель! А сейчас совсем о другом» (Its Only a Model! And Now for Something Completely Different) был посвящен проблемам ценообразования, динамики продаж и перспективам развития электронных книг. Отличным напоминанием и девизом для неверующих служило высказывание Чарльза Дарвина, вынесенное в эпиграф одного из выступлений: «Выживают не самые сильные особи и не самые умные, а наиболее отзывчивые на перемены».

Выступающие – Др. Франсис Пинтер (Dr. Frances Pinter) исполнительный директор, Knowledge Unlatched, Хамиш Броклебанк (Hamish Brocklebank) соучредитель компании Flooved, которая производит наборы электронных материалов для систем обучения (учебники, учебно-методические документы, подборки текстов и т.п.), Джо Генри (Jo Henry), исполнительный директор компании BML Bowker, Андрейс Алферой (Andrejs Alferovs), президент компании по выпуску электронных учебников Kortext, и Линда Беннет (Linda Bennett) учредитель консалтинговой компании Gold Leaf, обрушили на головы слушателей поток статистического материала, часть которого, полученного Global eBook Monitor (GEM) в ходе сетевого анкетирования 2012 года пользователей интернета из 10 стран (1000 человек старше 18 лет) приводится ниже

 London13 14

 

Рисунок 14 . Доля населения, имеющая доступ в интернет и доля населения, приобретшая электронные книги. Источник http://www.slideshare.net/bisg/kelly-gallagher-global-ebook-monitor

 London13 15

Рисунок 15 . Бесплатный доступ как драйвер пользования электронными книгами на развивающихся рынках. Процент интернет-пользователей, указавших в ответах, что они выгружади бесплатные электронные книги за последние 6 месяцев.

Источник http://www.slideshare.net/bisg/kelly-gallagher-global-ebook-monitor

 London13 16

Рисунок 16. Поставщики электронных книг.

Источник http://www.slideshare.net/bisg/kelly-gallagher-global-ebook-monitor

 London13 17

Рисунок 17. Устройства воспроизведения электронных книг.

Источник http://www.slideshare.net/bisg/kelly-gallagher-global-ebook-monitor

 London13 18

Рисунок 18. Поквартальное изменение доли электронных книг и аудиокниг в Великобритании. Источник – Bowker Market Research

 London19

Рисунок 19. Поквартальное изменение доли электронных книг и аудиокниг в США. Источник – Bowker Market Research

 London13 20

Рисунок 20. Поквартальное изменение доли покупателей электронных книг (купили хотя бы одну книгу) от числа покупателей книг в США (синяя кривая) и Великобритании (красная кривая). Источник – Bowker Market Research)

 

В марте 2013 года 24% от взрослого населения Великобритании выгрузили какую либо электронную книгу. Пока что бесплатная выгрузка превалирует над покупкой.

 

3.Выводы и предложения по результатам командировки.

 

1.  Работа с электронными документами и сетевыми технологиями превратились в обычные процессы для издательской индустрии. Обсуждаются такие моменты как повышение конкурентоспособности, эффективности производства, а не вопросы существования или востребованности. Новые данные по темпам развития и внедрения электронных книг подтверждают выводы, ранее сделанные в статье, подготовленной для публикации журналом «Библиотековедение».

2.  Ясно проявляется разница в отношении издательского сообщества к системам открытого доступа. Если о «золотом» варианте (оплата автором или спонсирующей организацией) или о гибридном варианте (сочетание традиционной подписки и «золотого» варианта) говорится как о свершившемся факте, то о «зеленом» варианте (репозитариях) говорится с явной долей сарказма и осторожного предубеждения.

3.  Обсуждаемые на данной конференции проблемы игромании (gamefication) взрослых сетевых пользователей и роль соответствующих технологий в организации процесса обучения заслуживают серьезного анализа и изучения накопленного опыта.

4.  Анализ статистических данных о нарушениях авторского права в сети еще раз показывает, что целые отрасли креативной индустрии в свое время достаточно безответственно отнеслись к проблемам обеспечения авторского права в сети. Одним из наиболее перспективных направлений борьбы с нарушениями авторских прав является разработка качественных услуг и разумная ценовая политика.

5.  Успешное развитие Электронной публичной библиотеки Америки может привести к формированию мировой распределенной библиотечной системы.

6.  Организация лондонской книжной ярмарки постепенно меняется. В этом году прибавились дорогостоящие по регистрации предвыставочные конференции. Тем не менее, по насыщенности бесплатными профессиональными семинарами, данное мероприятие сохраняет значение в качестве доступного и важного источника новейшей информации по таким аспектам как авторское право, открытый доступ, электронные публикации, создание вебсайтов.

logosmall
Copyright © 1995- 2018 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Контакты
Режим работы
Электронная почта:
gpntb@gpntb.ru
Последнее обновление:
16.08.2018